ORGANIZATION OF STUDENT INTERNSHIP IN UNIVERSITY COLLEGE SOUTH DENMARK WITHIN THE FRAMEWORK OF ACADEMIC MOBILITY

Abstract


Academic mobility of students is one of the issues of modern professional education. It is a process of integration of Russian universities into the International educational space. In the 21st century Russian universities have become actively involved in students and teachers exchange, which made this issue one of the most relevant in the development of national education. Academic mobility makes it possible to create a common European area of higher education, that is to make it possible for a student from any European university to get a job in his/her profession both in their homeland and abroad. The article considers the nature of the concept «academic mobility»; it also presents some internship experience of the University College South Denmark students, which is organised by the teachers of the Department of Pedagogy and Psychology, Nizhnevartovsk State University, within the framework of academic mobility of students at educational institutions in Nizhnevartovsk and Nizhnevartovsky District, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. Particular attention is paid to the methodical recommendations, which help students accomplish their internship successfully, describe their results and analyze gained experience. This work may be of interest when organizing internship in the framework of academic mobility for students who are subject to teacher training and are planning to work in pre-school, supplementary and school education.

Full Text

Одной из актуальных проблем современного профессионального образования является академическая мобильность студентов. Академическая мобильность студентов - это процесс интеграции вузов России в международное образовательное пространство. В XXI в. российские вузы активно включились в процесс обмена студентами и преподавателями, что сделало данный вопрос одним из ведущих в развитии высшего образования страны. Академическая мобильность позволяет формировать единое Европейское пространство высшего образования, т е. сделать так, чтобы студент из любого европейского вуза имел возможность свободно трудоустроиться по специальности не только у себя на родине, но и за ее пределами. Проблема академической мобильности в контексте процессов интеграции высшего образования находит свое отражение в работах В.И. Байденко, Л.А. Байковой, В.И. Богословского, Н.С. Бринева, В.А. Козырева, О.О. Мартыненко, С.А. Писарева, В.А. Садовничего, В.М. Филиппова и др. Непосредственно вопросам развития академической мобильности студентов в России и за рубежом посвящены исследования В.А. Галичина, А.A. Кропотченко, A.B. Кузьмина, А.Н. Шеремет и др. О проблемах нормативного обеспечения академической мобильности и возможных путях их решения говорится в работах В.В. Терешкова, О.О. Мартыненко, Н.В. Сёмина. Специфика, проблемы и факторы, препятствующие развитию академической мобильности студентов, раскрывают Е.И. Артамонова, Н.В. Жукова, О.О. Мартыненко. Академическую мобильность в контексте процессов европейской интеграции, интернационализации и глобализации исследуют зарубежные ученые М. Байрем, М. Вейра, М. Келоу, Дж. Колеман, С. Миллер-Индрис, Э. Николас, Дж. Найт, А. Окада, Р. Роадс, А. Смит, Дж. Стиер, Н. Стромквист, Э. Уорден, Б. Уотчер, М. Эппл и др. В современных исследованиях по данной проблеме педагогами используются различные понятия академической мобильности. О.О. Мартыненко академическую мобильность рассматривает как возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в своем вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы (Мартыненко, Жукова 2008). Н.С. Бринев, Р.А. Чуянов определяют академическую мобильность как период обучения студента в стране, гражданином которой он не является. Этот период ограничен во времени; также подразумевается возвращение студента в свою страну по завершении обучения за рубежом (Бринев, Чуянов 2006). И.М. Микова, обобщая определения указанных выше авторов, трактует академическую мобильность студентов как одну из форм организации обучения студентов, связанную с перемещением в другой вуз в своей стране или за рубежом на ограниченный по времени период и возвращением в базовый вуз для завершения обучения, осуществляемого в разных видах (Микова 2013). В федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. нет четкого оперделения понятия «академическая мобильность», но при этом один из принципов государственной политики в сфере образования, определенный в ст. 3 данного закона, - это «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012). В «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» представлено определение понятия «академическая мобильность». «Академическая мобильность - это международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследования, а также в других профессиональных целях» (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года 2012). Понятие «академическая мобильность студентов» понимается нами как переезд студентов на определенное время в другое образовательное заведение за пределы своей страны с целью обучения на конкретный временной отрезок. ФГБОУ ВО «Нижневартосвкий государственный университет» (НВГУ) включился в процесс академической мобильности студентов. Студенты НВГУ имеют возможность обучения в Европе, а также вуз является базовой площадкой для обучения европейских студентов. Студенты Университетского колледжа Южной Дании имеют право поделить период производственной практики на две части - три месяца в Дании и три месяца за границей. Факультет педагогики и психологии принимает в рамках академической мобильности студентов данного колледжа, которые проходят практику в образовательных организациях г. Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО - Югры. Получая образование в Дании, практиканты выбирают одну из следующих специализаций: «Дошкольное образование (0-5 лет), «Школьное образование и досуг» (6-18 лет) или «Социальная и специальная педагогика» (все возрастные группы). При прохождении практики в Дании студенты работают в течение 30 часов в неделю, поскольку они должны иметь время на обдумывание и анализ полученного опыта. С учетом требований организации образования в данном колледже студенту подбираются образовательные организации для прохождения практики в России. В университете студенты прикрепляются к кафедре педагогики и педагогического и социального образования, преподаватели которой несут ответственность за содержание и организацию данного вида практики. Практика является одним из компонентов вхождения студента в профессию педагога. Именно готовность выполнять профессиональные функции в педагогике связывают с понятием «компетентность». В российском образовании считается, для того чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть ключевыми, базовыми и специальными компетентностями. Ключевые компетентности рассматриваются как общие компетентности человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности любого современного специалиста. Под базовыми компетентностями понимаются компетентности в определенной профессиональной области. Специальные коспетентности - это компетентности для выполнения конкретного действия в рамках специальности, решение конкретной проблемы или профессиональной задачи. Таким образом, педагогическая практика предоставляет уникальные возможности для формирования базовых и специальных компетентностей будущих специалистов на разных уровнях образования. Современные стандарты высшего образования России в области педагогического образования предполагают формирование следующих компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Требования к результатам освоения программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» определены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) (ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) 2015). В образовании Дании данные компетенции именуются целевыми. Согласно приказу Министерства образования Дании, в рамках 2-го периода производственной практики по специализации «Дошкольное образование» (0-5 лет) студенты должны выработать следующие целевые компетенции: · устанавливать отношения с отдельным ребенком и с группой детей в целом; · оказывать поддержку детям при установлении отношений друг с другом; · поддерживать развитие коммуникативных умений детей; · развивать умения профессионального общения; · развивать способность анализировать и размышлять о своих коммуникативных навыках и навыках установления отношений. По специализации «Школьное образование и досуг» (6-18 лет), согласно приказу Министерства образования Дании, в рамках 2-го периода производственной практики студенты должны выработать следующие целевые компетенции: · сформировать связь в рамках различных условий обучения/развития; · выполнять педагогические и дидактические задания, относящиеся как к учебному, так и внеучебному процессу; · участвовать в соответствующем профессионально-ориентированном диалоге. По специализации «Социальная и специальная педагогика» (все возрастные группы) студенты должны выработать следующие целевые компетенции: · общаться с целевой аудиторией и коллегами на профессиональном уровне; · на основании профессионального подхода осуществлять образовательную деятельность в корректной с точки зрения этики манере. Формулировки компетенций в стандартах стран, участвующих в организации академической мобильности студентов, различны, но в целом оба стандарта нацеливают студентов на готовность к реализации профессиональных функций педагогов при организации учебного процесса и развития личности ребенка в целом. Для формирования целевых компетенций разработан план производственной педагогической практики студентов, в котором описываются этапы практики и даются учебно-методические рекомендации по выполнению заданий, которые будут способствовать формированию необходимых компетенций у датских студентов в течение практики в России. При разработке содержания и заданий практики для студентов на основе компетентностного подхода учитывали, что единицей проектирования и развертывания содержания является профессиональная педагогическая задача и производные от нее задания, которые носят интегрированный характер и разрабатываются совместно педагогами, участвующими в организации данного вида практики у иностранных студентов. Выполнение заданий представляет для студента процесс практического решения профессиональных педагогических задач. Соответственно, практика должна быть спроектирована таким образом, чтобы студент имел возможность не только овладевать компетенциями в деятельности, но и диагностировать, развивать их и выполнять рефлексивный анализ сформированности этих компетенций. Разработка системы интегрированных заданий и системы оценки их выполнения - одна из ключевых задач разработки программы практики. Результаты выполнения заданий могут войти в «портфель достижений» студента как содержательная основа резюме будущего выпускника. Данный документ используется для проверки и контроля успеваемости студента, а также мониторинга процесса прохождения практики. В рамках педагогической деятельности в образовательных организациях студенты знакомятся с детьми и педагогами; организационной структурой дошкольной образовательной организации, школы и центра дополнительного образования детей; организацией воспитательно-образовательной и административной работы; с построением развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации; с документацией группы (перспективным и календарным планами работы), учителя, педагога дополнительного образования. Студенты изучают специфику труда воспитателя: профессиональные обязанности педагога; особенности организации режима дня в группе; особенности проведения игр с детьми. Готовят и проводят игры и развлечения с детьми дошкольного возраста по любому направлению работы (познавательное, художественно-эстетическое, физическое и т. д.), со школьниками планируют и организуют внеурочные воспитательные мероприятия. Организуют совместную деятельность со школьниками на социально значимые темы. Выступают на методическом семинаре на тему «Педагогическое сопровождение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с нарушениями зрения и слуха)». Готовят выступление для студентов факультета педагогики и психологии НВГУ на тему: «Система дошкольного образования в Дании» в форме круглого стола. Для оказания помощи в ходе практики студентам предлагаются методические рекомендации. Например, ведение наблюдений в дневнике практики предлагается по форме: № п/п Дата Наблюдение Анализ. Выводы Фотозапись совместной деятельности и ее анализ выполняется по схеме: 1) решение воспитательных задач; 2) структура совместной деятельности: начало, ход, конец; 3) используемые приемы воспитания; 4) применение наглядного материала; 5) речь воспитателя, четкость указаний детям; 6) активность детей; 7) индивидуальный подход к детям. Изучить особенности организации прогулки и отразить их в дневнике практики позволяют ответы на вопросы: - Все ли части прогулки соответствуют данному возрасту? - Какова структура данной прогулки? - На что вы обратили внимание при организации детей на прогулку? - Удачно ли выбран объект наблюдения на прогулке, всем ли детям его видно? - Оцените отношение детей к наблюдениям: интерес, активность, безразличие. - Как осуществляется руководство трудом детей, какие используются для этого приемы, каково отношение детей к труду? - Соблюдена ли методика проведения подвижной игры? Как сообщила воспитатель о проведении игры, о ее правилах? Какое основное движение развивалось в игре? Как выбран ведущий, какие атрибуты использовались в игре? - Была ли организована индивидуальная работа с детьми, каковы особенности ее организации на прогулке? - Имела ли место самостоятельная деятельность детей? Как они себя организуют, умеют ли найти себе занятие? - Использовался ли выносной материал, по назначению ли употреблялся? Оценить состояние образовательной среды дают возможность следующие критерии: 1. Ценностно-ориентирующий компонент. Цели и задачи образовательной программы, их соответствие требованиям. 2. Материально-технический компонент. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями (обучающиеся с нарушениями слуха). 3. Информационный компонент. Информационные ресурсы разного уровня: федерального, регионального, школьного - коллекция цифровых образовательных ресурсов, электронные справочники, базы работ учащихся, педагогов и т. п. 4. Коммуникационный компонент. Внешние связи школы, отдельных групп внутри школы с внешними социальными структурами, существующими за ее пределами; внутришкольные коммуникации. 5. Технологический компонент. Образовательные технологии, используемые педагогические инструменты и средства ИКТ. 6. Организационный компонент. Организационные условия (особенности культуры образовательного учреждения: управленческой, коммуникативной, распределение статусов и ролей между субъектами образования, наличие творческих объединений педагогов и обучающихся и др.), стиль общения и преподавания и т. д. Составить план внеклассного воспитательного мероприятия помогает его структура: 1. Класс. 2. Тема внеклассного мероприятия. 3. Цель и задачи внеклассного мероприятия. 4. Форма проведения. 5. Используемая наглядность и технические средства обучения. 6. План проведения внеклассного мероприятия. 7. Развернутый конспект внеклассного мероприятия. 8. Список используемых источников. По результатам проведения внеклассного мероприятия студенты выполняют его самоанализ, используя следующую схему: 1. Школа, класс. 2. Тема. Цели и задачи. 3. Обоснование выбора темы и формы внеклассного мероприятия. 4. Предварительная подготовка педагога и обучающихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к мероприятию на сплочение учащихся. 5. Содержание и методика проведения мероприятия: · соответствие содержания занятия поставленной цели; · организация и ход мероприятия; · познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; · виды деятельности, в которые были включены обучающиеся; · приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса; · индивидуальный и дифференцированный подход при проведении мероприятия; · создание условий для развития личности каждого участника мероприятия; · рефлексия по результатам работы. 6. Поведение и стиль работы педагога в процессе мероприятия, владение техникой педагогического взаимодействия. 7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечание, предложения). На кафедре для студентов организуются еженедельные консультации, в ходе которых преподаватель принимающей кафедры объясняет при необходимости особенности системы образования России и нормативных актов (стандартов, программ, САНПиНов), регулирующих ее организацию; отвечает на вопросы, возникшие у студентов при выполнении заданий; консультирует по проведению предстоящих мероприятий с детьми. В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает устойчивый интерес к профессии. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере образования. Студенты получают возможность реализовать свои профессионально-педагогические знания и умения. Они имеют возможность активно включиться в целостный учебно-воспитательный процесс образовательной организации, применить в практической деятельности современные технологии обучения и воспитания детей. По результатам практики принимающая сторона готовит письменный отзыв о практике, пройденной студентами, на основании указанных выше целевых компетенций. В отзыве указывается одна из следующих оценок: «achieved» (задачи практики выполнены), «patially achieved» (задачи практики выполнены частично), или «not achieved» (задачи практики не выполнены). Отзыв от университета будет включен в итоговую аттестацию по практике, которая проводится в форме устного и письменного экзамена на базе Университетского колледжа Южной Дании по возвращении студентов в свою образовательную организацию. В заключение следует еще раз подчеркнуть важность академической мобильности студентов для их профессионального становления. На основании всестороннего анализа проблемы академической мобильности студентов в исследованиях педагогов и опыта работы по данной проблеме можно сделать вывод, что в современных условиях развития профессионального образования одним из необходимых является процесс обмена студентами, интеграции вузов России в международное образовательное пространство.

About the authors

N. L. Zhmakina

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education

I. S. Telegina

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education

Martin H. Brunsgaard

Campus Aabenraa, University College South Denmark


Senior Lecturer and International Coordinator at the Department of Social Education

References

  1. Бринёв Н. С., Чуянов Р. А. 2006. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования // http://www. prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html (2018. 2 апр.)
  2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (2018. 2 апр.)
  3. Мартыненко О. О., Жукова Н. В. 2008. Академическая мобильность в России: сегодняшние проблемы и ближайшие перспективы (взгляд из регионального вуза) // Интеграция образования: Научный журнал 2, 3-10.
  4. Микова И. М. 2013. Академическая мобильность студентов в вузах России и США: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (2018. 2 апр.)
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (2018. 2 апр.)

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies