VALUE ASPECT OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED ABILITIES BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AMONG FUTURE TEACHERS

Abstract


The article deals with the problem of achieving high efficiency in professional training of future teachers. The urgency of the issue is obvious. The purpose of the article is a theoretical generalization of the research results, which indicated the efficiency of the use of physical culture in the process of formation and development of professional and applied abilities among students of the pedagogical field. Based on the main provisions of the conceptual models of pedagogical activity and pedagogical education, human abilities, value-oriented exploration of the reality and the use of physical education to improve the effectiveness of educational process, the author analyzes and conceptualizes theoretical, methodological and empirical premises pertaining to the holistic vision of the value aspect in the formation of professional and applied abilities of future employees by means of physical culture. The breadth of the formed methodological basis requires a reinforcement of the content relevant to the conceptual model of professional physical culture (author - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor S.S. Korovin), which is predominant in the scientific search of the author. The preponderant reliance on the word and spirit of this conceptual model allowed to identify the value aspect of the formation of professional and applied abilities as one of the most important in relation not only to the profiled physical education of students, but also to the entire process of their professional training. Moreover, the article pays attention to the disclosure of the key features of professional and applied abilities of future teachers, their relationship with the subject-subject nature of pedagogical interaction, a creative approach to the work that is obligatory for an educator, the health of students, etc. By revealing new theoretical horizons, this article creates prerequisites for an increase in the efficiency of future teachers training in higher educational institutions. It also provides a basis for further researches in the field of professional physical culture.

Full Text

Современное профессиональное образование (в частности педагогическое) призвано способствовать формированию специалиста, обладающего высоким общекультурным и собственно профессиональным потенциалом. Образовательный процесс следует организовывать и осуществлять так, чтобы выпускники были способны по-настоящему эффективно выполнять соответствующие профессиональные обязанности. При этом непременно должна происходить актуализация тех индивидуальных способностей обучающихся, которые в будущем позволят им успешно исполнять осваиваемую профессиональную деятельность. Именно данное обстоятельство следует признать настоятельным велением времени. Использование ценностей, органически присущих физической культуре, в ходе подготовки педагогов в образовательном процессе вуза призвано обеспечивать должный уровень развития их профессионально-прикладных способностей. Вместе с тем профессиональное образование становится действительно эффективным при наличии, прежде всего, педагогических условий для приобщения к ценностям культуры, в том числе физической, а также целенаправленного формирования ценностных ориентаций личности. Целенаправленная актуализация ценностного потенциала физической культуры обеспечивает оптимальное соотношение физического, социального и духовного статусов личности, их соответствие социальным реалиям, требованиям образовательного процесса и профессиональной деятельности по осваиваемому профилю, а также, что очень важно, самой личности (Коровин и др. 1996; Коровин, Кабачков 1998; Коровин 1997; Коровин 2016). Очевидно, что молодые люди, имеющие статус студента, осваивающего профессию педагога, или стремящиеся его обрести, в той или иной степени ориентированы на продуктивную деятельность в сфере образования. Если развитие будущего педагога направлено на получение конкретного профессионального статуса, то содержательное наполнение соответствующего процесса должно отвечать нормативным требованиям, существующим в текущий момент (Климов 1996; Михайлова 2015). Педагогическая деятельность (равно как и специально организованная подготовка к ней) полифункциональна и нестандартна по своей сути (Burns 2011; Flores-Koulish Stephanie 2005; Gabdulhakov Valerian 2014; Inequality and teacher education... 1993; Problems of teacher education... 2003). В качестве реальных предпосылок успешного осуществления педагогической деятельности выступает определенная структура комплекса способностей обучающегося, функциональный потенциал его составляющих, различные сочетания в нем эмоционально-волевых, сенсомоторных, логических, мнемических, творческих, нравственно-правовых, организационно-педагогических и иных компонентов, каким-либо образом развивающихся и формирующихся при осуществлении определенных педагогических действий. На творческом компоненте комплекса способностей, т. е. творческом потенциале педагога, надо остановиться особо. Дело в том, что едва ли не во всех случаях именно высокий уровень развития творческого потенциала позволяет специалисту продуктивно реализовать себя в конкретных видах профессиональной деятельности, обеспечивает устойчивый эффективный характер труда, определяет потребность и способность личности в постоянном саморазвитии (Личность ребенка... 2006). Подлинное, лишенное каких-либо имитаций творчество предполагает «порождение чего-то нового, не выводимого напрямую из уже имеющегося» (Беляев 2010: 58). Важно заметить, что творчество является не особым видом деятельности, а обязательным компонентом многих видов деятельности, в том числе профессиональной. При этом положительный перенос творческих способностей, развивающихся в процессе физкультурной деятельности, имеющей учебный характер, на какую-либо профессиональную деятельность обычно происходит без сколько-нибудь серьезных потерь. Традиционно содержание понятия «способности» связывается со свойствами личности, достаточный уровень развития которых позволяет эффективно осуществлять деятельность определенного рода. Точкой отсчета процесса развития способностей являются задатки, а условием его практического осуществления - деятельность (Шадриков 2004; Vernon Philip 1965). При этом обычно отмечается несводимость способностей к знаниям, умениям и навыкам, а также подчеркивается то, что индикатором их наличия выступают быстрота, глубина и прочность освоения способов осуществления деятельности (Теплов 1982). Особенности традиционной трактовки рассматриваемого понятия мы учитываем в обязательном порядке, однако дополняем их инновационной трактовкой, предложенной И.А. Беляевым (Беляев 1998; 2009а; 2009б; 2011). В широком философском смысле указанный автор понимает под способностями «системное свойство человека, позволяющее ему самоутверждаться в Мире посредством реализации своих сущностных природных, социальных и духовных сил» (Беляев 2009б: 11). В узком же, педагогическом смысле он определяет способности как «комплекс взятых в конкретном качественном и количественном отношении индивидуально своеобразных свойств организма, личности и души учащегося, развивающихся и проявляющихся в процессе учебной деятельности и определяющих успешность ее освоения и осуществления» (Беляев 1998: 6). Беляев пишет также о профессионально-прикладных способностях обучающихся. Анализ и обобщение теоретического материала свидетельствуют о том, что под способностями такого рода допустимо понимать часть комплекса трудовых способностей специалиста, за счет актуализации которой определенная профессиональная деятельность осуществляется с должной продуктивностью (Беляев 1994). Исследуя труды, содержащие информацию, ценную применительно к решению проблемы формирования профессионально-прикладных способностей студентов средствами физической культуры, мы пришли к заключению о том, что наиболее надежным ориентиром в нашей исследовательской работе может послужить концепция профессиональной физической культуры, разработанная С.С. Коровиным (Коровин и др. 1996; Коровин, Кабачков 1998; Коровин 2016). Методологическую базу нашего исследования составили различные содержательно богатые научные концепции, которые допустимо разделить на четыре группы. Первую группу составили концепции педагогической деятельности и педагогического образования (Дуранов 2002; Дуранов 2009; Сергеев, Сериков 2013; Burns 2011; Flores-Koulish Stephanie 2005; Inequality and teacher education... 1993; Problems of teacher education... 2003). Во вторую группу вошли концепции способностей человека (Беляев 2011; Виноградова 2010а; Виноградова 2010б; Озеров 2002; Теплов 1982; Шадриков 2004; Vernon Philip E. 1965). Третья группа объединила в себе концепции ценностного освоения действительности обучающимися (Аксиология образования... 2008; Асташова 2000; Кирьякова, Мороз 2014; Кирьякова, Ольховая 2010; Реализация ценностного подхода в педагогике школы 2000; Rescher 2005). К четвертой группе были отнесены концепции использования средств физической культуры для повышения эффективности образовательного процесса (Виленский, Ильинич 1987; Виленский, Сафин 1980; Ильинич 1978; Кабачков, Полиевский 1982; 1991; Коровин, Кабачков 1998; Коровин, Фомин 1991; Раевский 1985). В период профессиональной подготовки студент осваивает систему ценностей и ценностных ориентаций личности (Беляев 2004), характеризующих определенную профессиональную общность и культивируемых в ней. В нашем исследовании мы ориентировали студентов на ценностное освоение профессиональной физической культуры (Коровин, Беляев, Костенок, Ворошнин 1996). Приобщение студентов-педагогов к ценностям и формирование ценностных ориентаций личности происходило в процессе профилированного физического воспитания, предполагающего целенаправленное использование профессионально-прикладных видов физкультурной деятельности (Беляев 1994). Особой ценностью образовательного процесса является взаимодействие между его участниками, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие студентов и преподавателей. При этом педагогическим в полном смысле этого слова является такое взаимодействие, при котором преподаватели и студенты действуют сообща, обычно синхронно. Они заинтересованно выполняют необходимые действия, совместно устраняют обнаруженные просчеты. При таком уровне отношений студенты становятся субъектами, а преподаватель приобретает в их лице надежных союзников. Возникает подлинно педагогическое взаимодействие, которое следует квалифицировать как субъект-субъектное. Стоит обратить внимание на то, что субъект взаимодействия данного рода обладает такими свойствами (а при необходимости обретает их), как активность, позволяющая осознанно проводить целеполагание, вариативно и творчески прогнозировать результаты деятельности, оперативно использовать различные способы ее осуществления, конструктивно их изменять в новых условиях; ему присуща свобода, сообщающая деятельности нравственный характер и реализуемая в тесной связи с ответственностью за выдвигаемые идеи и соответствующие им решения. Далее имеет смысл обратить внимание на то, что эффективность профессиональной деятельности во многих случаях существенным образом определяется тем, насколько уверенно работающий овладел специфическими двигательными действиями. Соответствующие характеру этих действий способности могут быть признаны психомоторными. К составляющим психомоторных способностей, которые допустимо обозначить как профессионально-прикладные, можно отнести две группы свойств. Первая группа обобщает в себе свойства, выражающие общий уровень и специфику физического развития, вторая - собственно психомоторные свойства. Из свойств первой группы в первую очередь могут быть выделены сила (взрывная, статическая и динамическая), гибкость (общая и активная), ловкость и координация движений, выносливость (общая и специальная) и равновесие. Из свойств второй группы - тонкая регуляция движений, совершаемых отдельными частями тела одновременно и попеременно, дифференциация и скорость реакций, ловкость и скорость в движениях рук и пальцев, устойчивость рук, слежение за объектом. Ведущая роль в становлении соответствующего осваиваемой профессии комплекса психомоторных свойств, являющихся неотъемлемыми элементами структуры профессионально-прикладных способностей, может принадлежать специфическим и неспецифическим средствам, характерным для профессиональной физической культуры. Формирование профессионально-прикладных способностей, изолированных от других свойств студентов, присущих им как целостным существам, не только невозможно практически, но и бессмысленно с сугубо теоретической точки зрения. Оптимально выстроенный образовательный процесс в вузе, вне всякой зависимости от каких-то привходящих, порой заведомо случайных обстоятельств, может и должен быть направлен на формирование и развитие обсуждаемых способностей студентов, но ни в коем случае не должен ограничиваться только ими. Профессионально-прикладные способности мы относим к числу тех ключевых составляющих предметной сферы профессиональной физической культуры, которые студенты призваны развивать, а также активно и эффективно осваивать в ценностном отношении (и осваивают в рамках участия в организуемой и осуществляемой нами экспериментально-педагогической работе). Начиная свое исследование, мы учитывали, что в реальной образовательной практике профессионально-прикладные способности как составляющие предметной сферы профессиональной физической культуры присутствуют в минимальной мере, а их ценностное освоение студентами происходит скорее спонтанно, чем целенаправленно. Поэтому смоделированный нами вариант профессионально-прикладной физкультурной деятельности, воплощаемый в жизнь в процессе учебных занятий, проводимых в исследовательском режиме, предусматривает приобщение студентов к ключевым и дополнительным составляющим предметной сферы профессиональной физической культуры как к ценностям. Планируемый эффект, имеющий двоякую значимость, общественную и личностную, состоит в достижении оптимальной степени сформированности ценностного отношения к профессиональной физической культуре как таковой и к каждой из ее составляющих (Михайлова 2014; 2015). Спецификой нашего исследования является то, что оно проводится с участием студентов-педагогов. Соответственно, в структуре необходимого им комплекса профессионально-прикладных способностей важное место занимают такие составляющие, которые можно квалифицировать как организационно-педагогические и нравственно-правовые. В данном случае высокая эффективность в развитии профессионально-прикладных способностей студентов обнаруживается при использовании в процессе занятий таких методов профессиональной физической культуры, как игровой и соревновательный. Эти методы позволяют моделировать ситуации, в которых рассматриваемые способности находят вполне очевидное проявление и, соответственно, развитие. В процессе теоретических изысканий мы выделили ценности-цели, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-умения и ценности-знания как базовые компоненты системы профессионально-педагогических ценностей и конкретизировали их особенности в контексте настоящего исследования. Указанные компоненты взаимообусловлены и взаимодополняющи. Теснота связи между компонентами определяется глубиной позитивного отношения педагогов к системе образования, наличием социально-личностной мотивации, а также деятельным интересом к профессиональным ценностям (Михайлова 2014). Необходимо подчеркнуть, что непременным условием и, при этом, обязательным итогом процесса формирования профессионально-прикладных способностей студентов является их здоровье. В своих научных поисках мы опираемся на понимание здоровья, предложенное И.А. Беляевым. Здоровье человека, как он пишет, представляет собой «многомерное состояние, обеспечивающее его жизнеспособность, готовность эффективно функционировать в складывающихся условиях природного, социального и духовного существования и адаптироваться к происходящим изменениям посредством реализации потенциалов организма, личности и души» (Беляев 2014: 91). Заметим, что способность человека успешно адаптироваться к условиям существования может считаться базовой составляющей его здоровья как такового. Приросту же этой составляющей здоровья довольно заметно способствуют занятия физическими упражнениями, что было показано в результате многих ранее проведенных научных исследований. Особую роль в практике формирования профессионально-прикладных способностей играет становление должного отношения студентов к приобщению к ценностям, свойственным физической культуре, обеспечение их ориентированности на физкультурное (в том числе профессиональное) самосовершенствование. Такое отношение может явиться основой для позитивного прогнозирования включенности человека в процессы профессионального развития за счет целенаправленного использования специфических физкультурных ценностей и, в связи с этим, достижения оптимального профессионального уровня, а также активности в воспроизводстве потенциала материальных и духовных ценностей общества. Направленное использование средств физической культуры в целостном процессе подготовки будущих педагогов позволяет приобщать их к профессиональной физической культуре (Личность ребенка... 2006), тем самым обеспечивая формирование их профессионально-прикладных способностей. Ценностные ориентации личности являют собой интегрирующий показатель, позволяющий судить об эффективности образовательного процесса в целом. При этом собственные профессионально-прикладные способности должны уместно и прочно ассоциироваться будущими педагогами и с ценностями-целями, и с ценностями-отношениями, и с ценностями-качествами, и с ценностями-умениями, и с ценностями-знаниями. Мы высказали ряд суждений, в которых изложено то, что следует признать предварительными условиями, т. е. предпосылками эффективного формирования и ценностного освоения профессионально-прикладных способностей будущих педагогов средствами физической культуры. Частично эти предпосылки можно отнести к числу теоретических, частично - к числу методических. Отметим, что данные предпосылки мы стремимся воспроизводить не только при проведении экспериментальной работы, но и в процессе повседневной преподавательской деятельности по подготовке будущих педагогов. Завершая статью, надо подчеркнуть, что мы не претендуем на то, что полученные нами исследовательские результаты всецело «закрывают» обсуждавшуюся тему. Более того, анализ процессуально-результативных характеристик настоящего исследования показал, что научный поиск в избранном направлении следует продолжить. Полагаем, что в приоритетной разработке нуждаются вопросы, касающиеся особенностей формирования профессионально-прикладных способностей будущих педагогов разных специальностей (профилей) и использования для этого нетрадиционных средств физической культуры.

About the authors

N. V. Mikhailova

Orenburg State Pedagogical University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy of Preschool and Primary Education

References

  1. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике. 2008 / Кирьякова А.В. (ред.). Москва: Дом педагогики.
  2. Асташова Н. А. 2000. Аксиологическое образование современного учителя. Москва: МПСИ.
  3. Беляев И. А. 1994. Решение проблем профилирования физического воспитания учащихся медицинских училищ: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург.
  4. Беляев И. А. 1998. Понятийный аппарат исследования феномена способностей. Оренбург: Гор. управление образования.
  5. Беляев И. А. 2004. Ценностное содержание целостного мироотношения // Вестник Оренбургского государственного университета. Электронный научный журнал 2, 9-13.
  6. Беляев И. А. 2009a. Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестник Оренбургского государственного университета. Электронный научный журнал 2(108), 24-30.
  7. Беляев И. А. 2009b. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник Оренбургского государственного университета. Электронный научный журнал 1(107), 9-13.
  8. Беляев И. А. 2010. Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека // Вестник Оренбургского государственного университета. Электронный научный журнал 10(116), 57-61.
  9. Беляев И. А. 2011. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей. Оренбург: ОГИМ.
  10. Беляев И. А. 2014. Здоровье человека как целостного природно-социально-духовного существа // Вестник Оренбургского государственного университета. Электронный научный журнал 7(168), 86-92.
  11. Виленский М. Я., Ильинич В. И. 1987. Физическая культура работников умственного труда. Москва: Знание.
  12. Виленский М. Я., Сафин Р. С. 1980. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов. Москва: Высшая школа.
  13. Виноградова И. А. 2010a. Способности человека: интеллект. Москва: Московский гос. гуманит. ун-т им. М.А. Шолохова.
  14. Виноградова И. А. 2010b. Способности человека: креативность. Москва: Московский гос. гуманит. ун-т им. М.А. Шолохова.
  15. Дуранов М. Е. 2002. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск: Челябинская гос. академия культуры и искусств.
  16. Дуранов М. Е. 2009. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация. Москва: ВЛАДОС.
  17. Ильинич В. И. 1978. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. Москва: Высшая школа.
  18. Кабачков В. А., Полиевский С. А. 1982. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. Москва: Высшая школа.
  19. Кабачков В. А., Полиевский С. А. 1991. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. Москва: Высшая школа.
  20. Кирьякова А. В., Мороз В. В. 2014. Аксиология креативности. Москва: Дом педагогики.
  21. Кирьякова А. В., Ольховая Т. А. 2010. Аксиология и инноватика университетского образования. Москва: Дом педагогики.
  22. Климов Е. А. 1996. Психология профессионала. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк».
  23. Коровин С. С., Беляев И. А., Костенок П. И., Ворошнин В. П. 1996. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры. Челябинск: Факел.
  24. Коровин С. С., Кабачков В. А. 1998. Профессиональная физическая культура и формирование личности. Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та.
  25. Коровин С. С., Фомин Н. А. 1991. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сферы обслуживания (педагогические и физиологические аспекты). Оренбург: ОГПИ, ЧГПИ.
  26. Коровин С. С. 1997. Методологические и психолого-педагогические предпосылки профессионально-прикладной физической культуры: Учеб. метод. пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ.
  27. Коровин С. С. 2016. Структура и содержание профессиональной физической культуры личности // Самарский научный вестник 1(14), 171-174.
  28. Михайлова Н. В. 2014. Использование ценностей физической культуры в процессе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования // Чернов С.С. (ред.). Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: Сб. материалов X Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 25 февраля 2014 г.). Новосибирск: ЦРНС, 77-82.
  29. Михайлова Н. В. 2015. Современные требования к профессиональной подготовке специалиста по дошкольному образованию // Современные проблемы науки и образования 5 // http://www.science-education.ru/128-22503 (2018. 22 марта).
  30. Озеров В. П. 2002. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+.
  31. Раевский Р. Т. 1985. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. Москва: Высшая школа.
  32. Реализация ценностного подхода в педагогике школы. 2000 / Кирьякова А.В. (ред.). Оренбург: ОГУ.
  33. Сергеев Н. К., Сериков В. В. 2013. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. Москва: Логос.
  34. Соколова С.В. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в ситуациях личностно ориентированного педагогического взаимодействия // Корепанова М.В. (отв. ред.). Личность ребенка: социокультурные аспекты взаимодействия: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции (г. Волгоград, 15-16 марта 2006 г.). Волгоград: Перемена, 49-50.
  35. Теплов Б. М. 1982. Способности и одарённость // Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. (ред.). Психология индивидуальных различий. Тексты. Москва: МГУ, 129-134.
  36. Шадриков В. Д. 2004. Способности и интеллект человека. Москва: Изд-во Совр. гуманит. ун-та.
  37. Burns M. 2011. Distance Education for Teacher Training: Modes, Models, and Methods. Washington: DC. Education Development Center.
  38. Flores-Koulish Stephanie A. 2005. Teacher education for critical consumption of mass media and popular culture. New York; London: RoutledgeFalmer.
  39. Gabdulhakov Valerian F. 2014. Methodology of multicultural education. London: WID 3QY.
  40. Inequality and teacher education: an intern. perspective. 1993 / Ed. by Gajendra K. Verma. London; Washington: The Falmer Press.
  41. Problems of teacher education in rolling changes of educational system all over the word. 2003 / Ed. by E. Putkiewicz, A. Wiłkomirska. Warszawa:Wydaw. Uniw. warszawskiego.
  42. Rescher N. 2005. Value Matters: Studies in Axiology. Frankfurt: OntosVerlag.
  43. Vernon Philip E. 1965. The structure of human abilities. London: Methuen; New York: Wiley.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies