MORPHOTYPOLOGICAL AND PSYCHOMOTOR STATE OF BEGINNING ATHLETES

Abstract


The article deals with the topical issues of studying morphotypological and psychomotor characteristics of beginning athletes. The problem of assessing morphofunctional development is hereditarily conditioned and is controlled by of environmental factors. However, till now the development of training programs and the choice of primary sports specialization have been based on the averaged data, without taking into account the typological characteristics of an organism. The aim of the study is to identify the most significant types of psychomotor abilities in order to justify the choice of further specialization and to enhance successful results in different types of athletics. The following methods of research were used, i.e. somatotyping; anthropometry; methods of assessing functional state; method of anthropometric indices; psychomotor testing; pedagogical testing; methods of mathematical statistics. Somatotypes of 12-13 year old beginning athletes, both girls and boys, have been assessed. The comparative analysis of morphofunctional indicators of young athletes, considering their body type, revealed that most parameters vary from one somatotype to another. Significant differences in the indices of psychomotor abilities in representatives of different somatotypes have been revealed. It has been found that there is a strong correlation between psychomotor abilities and the parameters of physical fitness as well as sport achievements. The study has determined the most significant types of psychomotor abilities for better achievements in sport, specific for each somatotype.

Full Text

В современном мире спорт высших достижений находится на том уровне развития, на котором физическая, техническая и тактическая подготовка сильнейших спортсменов примерно одинакова. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психофизиологическими факторами, возможностями и резервами психомоторных способностей спортсмена (Озеров 2002: 320). Немаловажное значение имеет осуществление отбора и ориентации в легкой атлетике сообразно природным задаткам, морфофункциональным и психофизическим особенностям детей (Медведева и др. 2014: 69-73). Сведения по отбору и спортивной ориентации легкоатлетов в специальной литературе крайне ограничены и зачастую научно не обоснованы. Основными методами отбора в практике является наблюдение за детьми в естественных условиях, реже - в процессе выполнения специальных контрольных и спортивных испытаний (Озеров 2002: 320). При отборе почти не используются психофизиологические критерии, способности детей к самоконтролю и самоуправлению двигательной деятельностью, что, несомненно, сказывается на эффективности отбора перспективных легкоатлетов. Для представителей различных видов дисциплин в легкой атлетике характерны не только особенности телосложения, формы и размеров тела, но и психомоторные способности. Вместе с тем, до сих пор четких количественных критериев, определяющих психомоторный статус начинающих легкоатлетов, не обозначено. Эта проблема приобретает особую актуальность при оценке критериев психомоторного статуса начинающего легкоатлета с учетом типа телосложения, поскольку только знание индивидуальных возможностей человека и прогнозирование его успешности является необходимой чертой на этапе начальной подготовки спортивной ориентации и достижения высоких спортивных результатов. Следует учитывать и тот факт, что проблема индивидуализации тренировочных режимов не может быть решена в полном объеме без учета соматотипологической принадлежности индивида (Петрова и др. 2012: 1-7). Изучение морфотипологических характеристик и психомоторных способностей начинающих легкоатлетов позволит более точно провести ориентацию по разным видам легкой атлетики, а также использовать полученные сведения для повышения эффективности медико-биологического и педагогического контроля. В плане сказанного представлялось актуальным определить особенности психомоторного статуса у спортсменов-легкоатлетов, выяснить, какие сочетания индивидуальных соматических признаков обеспечивают благоприятную адаптацию к спортивной деятельности (Белякова, Горская 2017). Проблемой исследования является отсутствие четких теоретически и экспериментально обоснованных сведений о морфотипологических особенностях и психомоторном статусе начинающих легкоатлетов для более точного выбора дальнейшей специализации. Целью исследования является выявление наиболее значимых видов психомоторных способностей для обоснования выбора дальнейшей специализации, успешности результата в разных видах легкой атлетики. Задачи исследования: 1. Изучение морфологических и морфотипологических особенностей начинающих легкоатлетов. 2. Изучение уровня психомоторной подготовленности начинающих легкоатлетов с учетом типа телосложения и пола. 3. Выявление наиболее значимых видов психомоторных способностей для успешности результата в разных видах легкой атлетики на основе изучения взаимосвязи показателей психофизических способностей с параметрами физической подготовленности и спортивного результата. Методы и объекты Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы научного исследования: соматотипирование; антропометрия; методы оценки функционального состояния; метод антропометрических индексов; психомоторное тестирование; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Соматотипирование. Для получения сведений о типе телосложения юных легкоатлетов было проведено тестирование по методике В.Т. Штефко и А.Д. Островского (1929) в модификации С.С. Дарской (1975) (Дарская 1975: 45-53). На основании полученных данных определены соматотипы спортсменов. Антропометрия. Для оценки уровня физического развития юных легкоатлетов (12-13 лет) в исследовании были использованы следующие антропометрические показатели: длина тела, масса тела, ОГК на вдохе, ОГК на выдохе, экскурсия грудной клетки. Методы оценки функционального состояния. Для получения сведений о функциональных показателях и резервах организма юных легкоатлетов (12-13 лет) были проведены измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы кистей рук (КДМ), гипоксические пробы Штанге и Генчи (Макарова 2003: 480). Метод антропометрических индексов. Для оценки уровня физического развития юных легкоатлетов (12-13 лет) были использованы следующие методы антропометрических индексов: весоростовой индекс, силовой индекс, жизненный индекс, индекс Пинье, индекс Эрисмана, индекс Кетле, индекс пропорциональности телосложения, индекс Брока-Бругша (Макарова 2003: 480). Психомоторное тестирование. Для оценки уровня развития психомоторных способностей юных легкоатлетов было проведено тестирование с применением компьютерной программы «Спортивный психофизиолог» (Корягина, Нопин 2004). Исследовались следующие показатели: определение времени простой сенсомоторной реакции (ПЗМР и ПСМР); определение времени реакции на движущийся объект (РДО); определение времени реакции выбора (СЗМР); точность оценки величины предъявляемых углов с изменением их положения в пространстве; оценка точности воспроизведения длительности временного интервала; оценка величины предъявляемых отрезков; теппинг-тест. Педагогическое тестирование. Для получения сведений о параметрах физической подготовленности и спортивного результата применялся метод контрольного тестирования. В качестве тестирующих упражнений использовались следующие тесты: бег на 60 м; прыжок в длину с разбега; бросок набивного мяча; прыжок в высоту; прыжок в длину с места; челночный бег 3х10 метров; прыжки через скакалку за 30 секунд, в соответствии с приказом Минспорта России от 24 апреля 2013 г. № 220 (с изменениями на 16 февраля 2015г.) «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика». Методы математической статистики. Расчеты проведены с помощью компьютерной программы EXEL версия 4. Все полученные результаты тестирования обработаны путем нахождения средних значений (х), средних квадратичных отклонений (σ). Достоверность различий между одноименными показателями определялась по t-критерию Стьюдента. Предельно допустимым уровнем значимости считалось Ро<0,05. Также проводился корреляционный анализ показателей психофизических способностей с параметрами физической подготовленности и спортивного результата. Результаты и обсуждение В процессе исследования была проведена оценка типа телосложения начинающих легкоатлетов, девочек и мальчиков (см. рисунок). В представленной выборке преобладают девочки с дигестивным соматотипом - 36,8%, мышечным - 31,6%, торакальным - 21,1%, астеноидным - 10,5%. Среди мальчиков, как и среди девочек, также преобладает дигестивный соматотип - 43,8%, астеноидный составляет 37,5%, мышечный - 18,8%, торакальный соматотип в данной выборке отсутствует. В процессе сравнительного анализа морфофункциональных показателей юных легкоатлетов с учетом типа телосложения выявлено, что по большинству параметров показатели представителей разных соматотипов имеют различия между собой. В выборке мальчиков значения астеноидного типа телосложения по длине тела преобладают над дигестивным и мышечным, в остальных показателях преобладает дигестивный тип телосложения (табл. 1). Рис. Результаты оценки соматотипа (%) начинающих легкоатлетов 12-13 лет. АС - астеноидный тип; ТС- торакальный тип; МС - мышечный тип; ДС- дигестивный тип Таблица 1 Показатели морфофункционального статуса начинающих легкоатлетов-мальчиков 12-13 лет с учетом типа телосложения (Х±σ) Показатели Тип телосложения Астеноидный Мышечный Дигестивный Длина тела (см) 153,5±5,7 140,7±5,3 149 ±3,8 Масса тела (кг) 40,2±3,9 35,3±4,2 41,1 ±3,6 ОГК, пауза (см) 74,7 ±3,5 70,3 ±2,9 76,9 ±4,7 ОГК, вдох (см) 80,5±3,1 75,3 ±2 82,7±3,8 ОГК, выдох (см) 71,8 ±2,9 67,3 ±2,9 74,7 ±4,1 Экскурсия грудной клетки (см) 8,7±1,1 8,0±0,9 8,0±0,8 Проба Штанге (сек) 40,7±5,7 43,0±8,3 44,3±8,9 Проба Генчи (сек) 20,2±2,1 26,3±5,7 19,4±1,6 ЖЕЛ (л) 1,65±0,49 1,83±0,61 1,53±0,36 Динамометрия (кг) 13,8±3,4 13,00±5,5 15,4±3,4 Весо-ростовой индекс (г/см) 263,3±15,1 249,4±20,3 275±18,0 Силовой индекс (кг) 0,34±0,05 0,39±0,11 0,37±0,05 Жизненный индекс (мл/кг) 40,7±4,2 51,3±4,1 38,5±6,3 Индекс Пинье 41,0±2,6 38,0 ±2,8 33,1±5,5 Индекс Эрисмана (см) 4,1±1,9 2,0±0,8 5,9 ±2,6 Индекс Кетле (кг/м2) 17,2±0,6 17,8 ±0,9 18,5 ±1,0 Индекс пропорциональности (%) 48,7±1,7 50,0±0,8 51,5±2,7 Индекс Брока-Бругша (кг) 53,5±5,7 40,7±5,3 49,0±3,8 У девочек дигестивного и мышечного типа телосложения показатели морфологических параметров преобладают над астеноидным и торакальным типом телосложения (табл. 2). Кроме того, выявлены достоверно значимые различия по показателям психомоторных способностей у представителей разных соматотипов. Результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у легкоатлетов-мальчиков мышечного типа телосложения по реагирующим показателям. Данный показатель играет важную роль в такой дисциплине легкой атлетики, как спринтерский бег, где реагирующие способности стоят на первом месте среди психомоторных способностей. По показателям чувства времени и точности оценки и дифференцирования пространственных параметров движения результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у астеноидного типа телосложения. Данный показатель немаловажен в таких группах дисциплин легкой атлетики, как бег на средние дистанции или стайерский и марафонский бег, прыжковые виды легкой атлетики и метаний (табл. 3). Таблица 2 Показатели морфофункционального статуса начинающих легкоатлетов-девочек 12-13 лет с учетом типа телосложения (Х±σ) Показатели Тип телосложения Астеноидный Торакальный Мышечный Дигестивный Длина тела (см) 153,0 ±2,9 147,0 ±4,9 154,5 ±4,1 154,4 ±3,5 Масса тела (кг) 36,0 ±0,7 34,5 ±3,3 42,0 ±2,4 42,0 ±2,8 ОГК, пауза (см) 72,5 ±0,4 72,0 ±2,9 75,5 ±2,8 76,0 ±2,2 ОГК, вдох (см) 79,0 ±0,7 75,5 ±2,9 82,7 ±2,4 82,9 ±2,4 ОГК, выдох (см) 71,0 ±0,7 68,3 ±3,3 73,2±2,7 73,0 ±2,1 Экскурсия грудной клетки (см) 8,0 ±0,6 9,3±0,8 11,2±0,8 9,9 ±0,8 Проба Штанге (сек) 28±6,4 26,3±7,5 46,83±7 30,86±5,1 Проба Генчи (сек) 20,5±6,36 18,25±6,7 41,50±6,8 18,57±6,3 ЖЕЛ (л) 1,5±0,57 1,4±0,4 1,55±0,3 1,46±0,2 Динамометрия (кг) 12,0±0 9,3±1,5 12,33±3,2 13,29±1,5 Весо-ростовой индекс (г/см) 235,3 ±0,3 233,3±14,4 271,4±10,6 271,2±18,8 Силовой индекс (кг) 0,33±0,01 0,31±0,13 0,32±0,06 0,33±0,05 Жизненный индекс (мл/кг) 41,4±7,1 41,4±7,4 37±3,3 35,2±3,4 Индекс Пинье 46,0 ±1,4 44,3±1,7 39,3±3,3 39±2,4 Индекс Эрисмана (см) 4,0±1,1 2,2±0,5 4,1±1,1 3,1±0,9 Индекс Кетле (кг/м2) 15,3±0,4 15,9±0,5 17,6 ±0,7 17,6±0,6 Индекс пропорциональности (%) 47,4±0,7 48,9 ±0,7 48,9±1,5 49,2 ±1,2 Индекс Брока-Бругша (кг) 53,0±2,9 47±4,9 54,5±4,1 54,4±3,5 Таблица 3 Показатели психомоторного статуса начинающих легкоатлетов-мальчиков с учетом типа телосложения (Х±σ) Показатели Тип телосложения Результаты Время реакции на свет (мс) Астеноидный 330,0±27,8 Мышечный 250,0±14,1 Дигестивный 311,4±19,4 Время реакции на звук (мс) Астеноидный 406,7±16,1 Мышечный 356,7±16,3 Дигестивный 388,6±10,9 Время реакции на движущийся объект РДО (мс) Астеноидный 295,0±12,5 Мышечный 216,7±32,1 Дигестивный 270,0±17,3 Время реакции выбора (мс) Астеноидный 493,3±102 Мышечный 395,7±15,1 Дигестивный 400,0±17,7 Точность узнавания величины углов при их движении в пространстве, величина ошибки (%) Астеноидный 15,7±3,9 Мышечный 14,0±6,1 Дигестивный 17,6±2,6 Точность воспроизведения временного интервала, заполненного световым стимулом, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 20,7±6,5 Мышечный 10,8±3,1 Дигестивный 13,1±5,8 Точность воспроизведения временного интервала, заполненного звуковым стимулом, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 11,3±4,5 Мышечный 11,0±2,1 Дигестивный 7,9±2,1 Точность оценки размера предъявляемых отрезков, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 8,2±2,1 Мышечный 9,7±4,8 Дигестивный 16,7±2,1 Теппинг-тест (максимальная частота движений за 10 с) Астеноидный 59,7±4,0 Мышечный 62,4±3,5 Дигестивный 57,0±3,1 В выборке легкоатлетов-девочек результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у торакального типа телосложения по показателям реагирующих способностей. По показателям чувства времени, так же, как и у мальчиков, результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у астеноидного типа телосложения. Результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у мышечного типа телосложения по показателям теппинг-теста, это говорит о высоком уровне частоты движений, которая особенно важна для таких дисциплин, как спринтерский бег, что характерно для мышечного типа телосложения (табл. 4). Таблица 4 Показатели психомоторного статуса начинающих легкоатлетов-девочек с учетом типа телосложения (Х±σ) Показатели Тип телосложения Результаты Время реакции на свет (мс) Астеноидный 326,7±16,9 Торакальный 347,5±8,5 Мышечный 298,3±22,7 Дигестивный 307,1±11,4 Время реакции на звук (мс) Астеноидный 405,0±24,7 Торакальный 427,5±13,1 Мышечный 384,3±15,7 Дигестивный 396,7±23,6 Время реакции на движущийся объект РДО (мс) Астеноидный 285,0±88,4 Торакальный 290±25,5 Мышечный 250,0±57,8 Дигестивный 293,3±56,9 Время реакции выбора (мс) Астеноидный 446,7±39,6 Торакальный 435,0±39,2 Мышечный 405,0±74,2 Дигестивный 418,6±45,9 Точность узнавания величины углов при их движении в пространстве, величина ошибки (%) Астеноидный 12,0±2,1 Торакальный 14,0±5,8 Мышечный 17,3±7,1 Дигестивный 13,1±4,2 Точность воспроизведения временного интервала, заполненного световым стимулом, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 59,7±18,9 Торакальный 9,5±0,4 Мышечный 38,0±18,9 Дигестивный 39,4±16,5 Точность воспроизведения временного интервала, заполненного звуковым стимулом, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 15,0±0,1 Торакальный 11,0±1,5 Мышечный 14,8±2,1 Дигестивный 12,6±4,3 Точность оценки размера предъявляемых отрезков, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 10,0±4,9 Торакальный 19,0±3,8 Мышечный 18,2±5,8 Дигестивный 15,0±6,4 Теппинг-тест (максимальная частота движений за 10 с) Астеноидный 60,0±3,5 Торакальный 56,3±1,9 Мышечный 64,0±3,5 Дигестивный 58,1±4,1 В ходе исследования выявлено значительное количество корреляционных связей психомоторных способностей с параметрами физической подготовленности и спортивным результатом. Коэффициенты корреляции достаточно неоднозначны и варьируют в диапазоне от 0,3 до 0,8. У астеноидного типа телосложения наибольшее число связей (20) со способностями чувства времени, средний коэффициент корреляции 0,6, но наименьшее количество связей и более низкая теснота связей со способностями к реагированию. У торакального типа телосложения наибольшее количество связей (12) со способностями к точности движений, средний коэффициент корреляции 0,6, наименьшее количество связей и более низкой тесноты со способностями чувства времени. У мышечного типа телосложения наибольшее количество связей (44) с реагирующими способностями, средний коэффициент корреляции 0,7, но наименьшее количество связей и более низкая теснота связей со способностями к точности действий. У дигестивного типа телосложения наибольшее количество связей (33) со способностями к точности движений, средний коэффициент корреляции 0,6, наименьшее количество связей со способностями чувства времени. В процессе сравнительного анализа морфофункциональных показателей юных легкоатлетов с учетом типа телосложения выявлено, что по большинству параметров показатели представителей разных соматотипов отличаются от среднегрупповых значений данной выборки, что необходимо учитывать в дальнейшем при выборе специализации, ведь в легкой атлетике достаточно много видов специализаций, характеризующихся определенными морфофункциональными показателями. У астеноидного типа телосложения показатели массы тела и ОГК (пауза) ниже среднегрупповых значений, что характерно для данного типа телосложения, тонкокостное строение и уплощенная грудная клетка. У дигестивного типа телосложения показатели ОГК (пауза) выше среднегрупповых значений, что и отличает этот тип телосложения от других - коническая форма грудной клетки. Кроме того, выявлены достоверно значимые различия по показателям психомоторных способностей у представителей разных соматотипов. Результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у легкоатлетов-мальчиков мышечного типа телосложения по реагирующим показателям, данный показатель играет важную роль в такой дисциплине легкой атлетики, как спринтерский бег, где реагирующие способности стоят на первом месте среди психомоторных способностей. По показателям чувства времени, точности оценки и дифференцирования пространственных параметров движения результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у астеноидного типа телосложения, данный показатель немаловажен в таких группах дисциплин легкой атлетики, как бег на средние дистанции или стайерский и марафонский бег, прыжковые виды легкой атлетики и метаний. В выборке легкоатлетов-девочек результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у торакального типа телосложения по показателям реагирующих способностей. По показателям чувства времени, так же, как и у мальчиков, результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у астеноидного типа телосложения. Результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у мышечного типа телосложения по показателям теппинг-теста, это говорит о высоком уровне частоты движений, которая особенно важна для таких дисциплин, как спринтерский бег, что характерно для мышечного типа телосложения. В ходе исследования выявлено значительное количество корреляционных связей психомоторных способностей с параметрами физической подготовленности и спортивным результатом. Коэффициенты корреляции достаточно неоднозначны и варьируют в диапазоне от 0,3 до 0,8. На основании изучения взаимосвязей определены наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности достижения спортивного результата, специфичные для каждого соматотипа: реагирующие способности наиболее характерны для мышечного соматотипа; способности чувства времени - для астеноидного; способности к точности оценки и дифференцированию пространственных и силовых параметров движения - для торакального и дигестивного соматотипов. Заключение На начальном этапе подготовки в легкой атлетике при выборе и уточнении специализации целесообразно учитывать морфотипологические и морфологические критерии, т. к. каждому соматотипу присущ определенный набор специальных признаков, которые дают ему преимущества. Уровень развития психомоторных способностей юных легкоатлетов 12-13 лет целесообразно выявлять уже на начальном этапе подготовки, что может являться основой для более точного выбора спортивной специализации. На основании изучения взаимосвязей определены наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности достижения спортивного результата, специфичные для каждого соматотипа. Юные спортсмены с мышечным типом телосложения, который характеризуется хорошо развитой мускулатурой, значительным тонусом мышц, у которых на высоком уровне находятся реагирующие способности, в дальнейшем могут быть ориентированы в спринтерский бег. Спортсмены астеноидного типа телосложения, имеющие тонкокостное строение, удлиненные конечности, продемонстрировавшие высокие показатели при тестировании чувства времени, могут быть ориентированы в бег на средние дистанции или стайерский и марафонский бег. Спортсмены, для которых наиболее характерны торакальный, грациальный, относительно узко сложенный тип, с умеренно развитой мускулатурой, достаточно высоким тонусом мышц, проявившие способность к точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, которая является значимым показателем при выборе прыжковых видов легкой атлетики, могут быть ориентированы в данный вид дисциплины. Спортсмены дигестивного соматотипа, который характеризуется жироотложением, обильной мышечной массой с хорошим тонусом, проявившие способность к точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, могут быть ориентированы в метания. Сведения о морфотипологическом и психомоторном статусе можно использовать для обеспечения контроля состояния спортсменов в годичном цикле подготовки, коррекции тренировочного процесса, индивидуализации нагрузок, спортивной ориентации (уточнения специализации в легкой атлетике).

About the authors

A. S. Belyakova

Siberian State University of Physical Education and Sport


post-graduate student at the Department of Natural Sciences, Lecturer at the Department of Theory and Methods of Athletics and Skiing

References

  1. Белякова А. С., Горская И. Ю. 2017. Оценка психомоторных способностей юных легкоатлетов 12-13 лет с учетом типа телосложения // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. Т.15, Вып. 1, 72-76.
  2. Дарская С. С. 1975. Техника определения типов конституции у детей и подростков // Никитюк Б. А. (ред.). Оценка типов конституции у детей и подростков: Сб. научных трудов. Москва: НИИОП, 45-55.
  3. Корягина Ю. В., Нопин С. В. 2004. Исследователь временных и пространственных свойств человека № 2004610221 // Программы для ЭВМ (офиц. бюл.) 2, 51.
  4. Макарова Г. А. 2003. Спортивная медицина. Москва: Советский спорт.
  5. Медведева О. А., Алексанянц Г. Д., Минко О. В., Кнебель Я., Хартманн З. 2014. Особенности простой зрительно-моторной реакции юношей, специализирующихся в гребле на байдарках и каноэ, в зависимости от соматотипа // Физическая культура, спорт - наука и практика 4, 69-73.
  6. Озеров В. П. 2002. Психомоторные способности человека. Изд. 2-е, стереотип. Дубна: Феникс.
  7. Петрова Т. Г., Шаханова А. В., Хасанова Н. Н., Коновалова Г. М. 2012. Нейрофизиологический статус и его связь с морфотипом у спортсменов-легкоатлетов // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 4: Естественно-математические и технические науки 1, 116-122.
  8. Приказ Минспорта России от 24 апреля 2013 № 220 (с изменениями на 16 февраля 2015 г.) «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика» // http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/ (2018. 23 янв.)

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies