SCREENING EVALUATION OF REPRODUCTIVE HEALTH IN PHYSICAL EDUCATION OF FEMALE STUDENTS

Abstract


Social conditions and modern lifestyle have a negative impact on students’ health in general and reproductive health in particular. In this regard of great importance is the preventive measures complex used not only by doctors, but by «Physical Education» teachers as well. At the same time that is possible only if they have proficient knowledge in physiology, psychology and the theory and technique of physical education in regard to the maintenance and improvement of reproductive health today and in the future. It is clear that the preventive measures for female students within the framework of Physical Education training programme are of crucial importance because the development of vital motor skills and abilities comes to an end by their graduation. There is a persistent necessity for physical exercises which would contribute to the maintenance of job/work performance and health improvement for many years. The authors’ more than 10-year experience in scientific research and practice with female students in order to identify the factors contributing to the deterioration in reproductive health has led to the development of a screening system for the assessment of reproductive health in physical education. In the course of work, not only screening of reproductive health but also traditional methods of studying fitness and morphofunctional parameters of female students were undertaken. The results obtained by the modified screening system give teachers objective information about reproductive health problems and contribute to the search for the means of physical education focused on the reproductive health maintenance and improvement.

Full Text

Возникшая в 90-е гг. кризисная демографическая ситуация в России во многом определяется низкими показателями репродуктивного здоровья молодежи, вступающей в фертильный возраст. Из больного семени не вырастет здоровое дерево, естественно, трудно ожидать, что и от больных родителей родится здоровый ребенок. И именно здесь возникает замкнутый круг: больные дети - больная молодежь, больные родители - больные дети (Запорожец и др. 2013). Здоровье женщин фертильного возраста закладывается с первых дней жизни. В детстве происходит становление общесоматического здоровья, берут начало многие органические, а тем более функциональные заболевания женских половых органов, закладывается фундамент сексуального поведения, формируются репродуктивные установки. Только решив проблему здоровья молодежи, вступающей в репродуктивный возраст, можно ожидать рождения здорового поколения (Архипова 2015). Актуальность профилактических мероприятий для студенток в рамках учебной программы по физическому воспитанию ни у кого не вызывает сомнений. Это связано с тем, что к моменту завершения учебы заканчивается и развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья, в том числе и репродуктивного (Ульянова 2003; Филонов 2013; Шустова 2016). Однако большинство научных исследований в области физической культуры направлены на повышение физической подготовленности и улучшение фигуры студенток. При этом не акцентируется внимание на морфофункциональных показателях женского организма и его биологической функции материнства, а также на вопросах информированности студенток об использовании средств физической культуры в сохранении репродуктивного здоровья и мерах профилактики его нарушений. Целью исследования, представленного в данной статье, явилось выявление факторов, способствующих каким-либо отклонениям в состоянии репродуктивного здоровья студенток по модифицированному нами варианту скрининговой системы его оценки в рамках образовательного процесса по физическому воспитанию. Обсуждение результатов. Установка на репродуктивное здоровье - важнейший элемент мировоззрения молодых людей во все времена. Однако при социальных и экономических изменениях в обществе в настоящее время формирование репродуктивного поведения чрезвычайно сложно и противоречиво. В связи с этим необходимо было выяснить информированность студенток о репродуктивном здоровье и влиянии физической культуры на него. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют, что 75% студенток знают о существовании такой проблемы. О способности никотина и алкоголя негативно влиять на организм будущей матери и ее ребенка известно 100% исследуемых. Однако о том, что нервно-психическое напряжение в учебной деятельности относится к одному из факторов, влияющих на здоровье, знают лишь 36% студенток. При этом на вопрос о неблагоприятном влиянии веса (объём жировой ткани) на будущее деторождение ответили утвердительно только 24%. Кроме того, 68% студенток знают, что целенаправленные комплексы физических упражнений в период беременности благотворно влияют на будущие роды, а 44% студенток известно о позитивном воздействии их на послеродовой период. Информированность по вопросу профилактического воздействия физической культуры в период менопаузы достаточно низкая, т. к. только 32% респонденток имеют некоторое представление об этом. Необходимость создания семьи и рождение детей наиболее приоритетным считают 55% студенток. При этом желание сделать карьеру после окончания вуза превалирует почти у половины анкетируемых. Выявленный низкий уровень информированности студенток о факторах риска нарушения репродуктивного здоровья, а также недостаточный уровень знаний о положительном влиянии физических упражнений на репродуктивную функцию женщины подтверждает актуальность поднятой проблемы, что согласуется с мнением Ж.Б. Сафоновой (2007), Л.В. Захаровой (2017). Скрининг - массовое обследование лиц, не считающих себя больными, для выявления скрыто протекающих заболеваний или других состояний, т. е. факторов риска будущих заболеваний (Флетчер, Флетчер, Вагнер 1998; Косованова 2003). Идентификация степени возможных нарушений репродуктивного здоровья студенток и отдаленного его прогноза проводилась по разработанной Т.Г. Захаровой, Н.Г. Гончаровой, О.С. Филипповым (2002 г.) методике скрининговой системы оценки по пяти блокам, учитывающим факторы условий жизни и состояние организма: I - социально-биологические (СБ); II - социально-гигиенические (СГ); III - экстрагенитальную патологию (ЭП); IV - гинекологическую патологию (ГП); V - акушерско-гинекологический анамнез (АГА). Наша модификация заключалась в дополнении показателей в двух блоках: социально-биологическом и социально-гигиеническом (табл. 1). Таблица 1 Скрининговая система оценки состояния репродуктивного здоровья студенток № Факторы условий жизни Оценка в баллах I. Социально-биологические (СБ) 1 Ф.И.О. 2 Возраст 16-17 лет 2 18-19 лет 1 20 лет и более 0 3 Антропометрические показатели рост менее 150 см 2 масса тела менее 47 кг 2 индекс Кетле (норма 325-375 г) 0 менее 325 г 2 более 375 г 2 ИзмерИзмерение величины кожно-жировой складки среднее жироотложение (норма 1-3 см) 0 выше среднего (более 3 см) 2 ниже среднего (менее 1 см) 2 окружность грудной клетки (норма 83-85см) 0 менее 83 см 2 экскурсия грудной клетки менее 3 см (норма 3-6 см) 2 4 Подвижность тазобедренных суставов Угол отведения менее 40 градусов (< нормы) 2 5 Статическая выносливость мышц спины от двух до четырёх минут (норма) 0 менее двух минут 2 6 Статическая выносливость мышц брюшного пресса более 15 секунд (норма) 0 от 10 до 15 секунд 1 менее 10 секунд 2 II. Социально-гигиенические (СГ) 1 Из дисфункциональной семьи (неполная, конфликтная) 5 2 Не имеет достаточной материальной поддержки родителей, мужа 4 3 Вредные привычки: Окончание Таблицы 1 курит 3 употребляет алкоголь 3 употребляет наркотики 7 4 Физическая активность (количество часов в неделю) 14-10 часов (норма) 0 9-5 часов 2 4-1 час 4 III. Экстрагенитальная патология (ЭП) 1 Имеются ли у вас болезни сердечно-сосудистой системы: а) врожденный порок сердца (с нарушением кровообращения) 10 б) приобретенный порок сердца (с нарушением кровообращения) 10 в) гипертоническая болезнь II степени и выше 7 г) вегетососудистая (ВСД) и нейроциркуляторная (НЦД) дистония 3 д) другие сердечно-сосудистые заболевания 2 2 Заболевания эндокринной системы: а) сахарный диабет 5 б) заболевания щитовидной железы 4 в) заболевания надпочечников 4 3 Заболевания почек 5 4 Заболевания желудочно-кишечного тракта 2 5 Заболевания печени и желчевыделительной системы 2 6 Заболевания органов дыхания 3 7 Болезни крови (анемия) 3 8 Хронический тонзиллит 3 9 Заболевания соединительной ткани 2 10 Венерические заболевания 5 IV. Наличие гинекологической патологии (ГП) 1 Воспалительные заболевания половых органов: а) воспалительные заболевания влагалища и шейки матки 2 б) хронический аднексит 4 в) хронический эндометрит 5 г) заболевания, передающиеся половым путем 5 2 Нарушения менструального цикла аменорея 10 альгодисменорея 3 ювенильные кровотечения 2 3 Задержка полового созревания 7 4 Преждевременное половое созревание 7 5 Синдром поликистозных яичников 4 6 Синдром склерокистозных яичников 8 7 Опухоли матки и яичников 10 V. Акушерско-гинекологический анамнез (АГА) 1 Аборты: один 2 два 3 три и более 4 2 Самопроизвольные выкидыши 7 3 Патологические роды 5 4 Умершие дети в возрасте до одного года 5 5 Врожденные уродства у детей 10 6 Мертворожденные дети 6 Первый блок включал, помимо общепринятых у гинекологов, дополнительные показатели физического развития, а именно: индекс Кетле, величину кожно-жировой складки, окружность и подвижность грудной клетки и тазобедренных суставов. Кроме того, определяли силовую подготовленность мышц спины и брюшного пресса, необходимых для осуществления детородной функции. Блок второй предусматривал выявление недостаточной двигательной активности студенток в течение недели в рамках академических занятий по физической культуре и самостоятельных в физкультурно-оздоровительных центрах. Наличие гинекологической, экстрагенитальной патологии, а также акушерско-гинекологический анамнез (третий-пятый блоки) выверяли по заключению врача-специалиста в медицинских картах. Расчет оценки состояния репродуктивного здоровья студенток проводился по формуле: R= СБб + СГб + ЭПб + ГПб + АГАб / N, где R - (результат) состояние репродуктивного здоровья в баллах, по всем пяти блокам; СБб - социально-биологические факторы условий жизни в баллах; СГб - социально-гигиенические факторы условий жизни в баллах; ЭПб - экстрагенитальная патология в баллах; ГПб - гинекологическая патология в баллах; АГАб - акушерско-гинекологический анамнез (если имеется) в баллах, деленный на N - количество групп факторов данного блока. Так, если студентка при оценке репродуктивного здоровья не имеет факторов риска его нарушения либо они минимальные (> 10 баллов - низкая степень), - прогноз благоприятный. Средняя (от 10 до 20 набранных баллов) и высокая степень (< 20-ти) нарушения репродуктивного здоровья свидетельствует о неблагоприятном прогнозе. В зависимости от выявленной степени нарушения репродуктивного здоровья студенток были предложены разработанные нами рекомендации, а в случае необходимости (при средней и высокой степени нарушения) - обязательная консультация специалиста. Для коррекции выявленных отклонений разработана и внедрена в учебный процесс физкультурно-образовательная технология профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток. Освоение разработанного нами содержания данной технологии осуществлялось в методико-практическом подразделе учебной программы дисциплины «Физическая культура» на 22 занятиях, рассчитанных на 3 года обучения. Теоретическая часть подраздела включала обсуждение реферативных выступлений студенток, дискуссии, собеседования, заседание «круглых столов» по вопросам необходимости укрепления репродуктивного здоровья и значимости его в создании семьи и рождении детей. Кроме того, студентки приобретали знания об использовании физкультурно-оздоровительных форм с целью сохранения здоровья и повышения двигательной активности, а также коррекции имеющихся отклонений и возможности предупреждения ранних инволюционных процессов репродуктивной системы. Помимо этого определенное значение отводилось самостоятельным занятиям физической культурой и самомассажу высокоактивных точек для снижения болевых ощущений в пред- и менструальную фазы овариально-менструального цикла. Как учебно-тренировочные, так и методико-практические занятия проводились согласно учебному расписанию и были направлены на решение общих задач: развитие и совершенствование функциональных резервов организма; развитие и совершенствование двигательных навыков; развитие и поддержание физических качеств. Кроме того, решались и частные задачи с учетом репродуктивной функции студенток: 1) обучение правильной постановке дыхания для благотворного развития плода, значительного облегчения и сокращения периода родов, а также профилактики возможных разрывов промежности; 2) укрепление мышц брюшного пресса для благоприятного протекания родового акта и профилактики наиболее часто встречающихся осложнений после родов, таких как опущение органов малого таза и слабость мышц брюшного пресса; 3) укрепление и увеличение эластичности мышц тазового дна для профилактики разрывов во время родового акта и последующего опущения и даже выпадения внутренних половых органов; 4) увеличение подвижности крестцово-подвздошных сочленений и тазобедренных суставов для большего расширения тазового кольца во время родового акта; 5) укрепление мышц спины, несущих повышенную нагрузку во время беременности в связи со смещением центра тяжести. На занятиях исследовалось состояние респираторной системы студенток (спирометрия и устойчивость к гипоксии). Они имеют большое значение для девушек, т. к. способность управлять дыханием облегчает протекание родового акта, кроме того, активизация дыхательной функции улучшает окислительные процессы организма, что благотворно влияет на развитие плода. Для осуществления психофизической коррекции студентки обучались упражнениям на дыхание и расслабление, аутогенной тренировке. Проводилось тестирование уровня личностной тревожности по методике Спилбергера-Ханина и оценивалась тяжесть тревоги и депрессии по госпитальной шкале Hadsa. Итоговый контроль предусматривал проверку умения осуществлять самоанализ при самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обсуждение результатов проводимых преподавателем исследований по скрининговая системе оценке нарушения репродуктивного здоровья, согласно которым студентки получали рекомендации по сохранению, улучшению и коррекции выявленных отклонений, а также определялся индивидуальный рейтинг. Таким образом, эффективность внедрения в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» разработанной физкультурно-образовательной технологии подтверждается достоверным снижением степени нарушения репродуктивного здоровья студенток, что выразилось в уменьшении числа обострений гинекологических заболеваний, экстрагенитальной патологии, а также нормализации овариально-менструального цикла. Полученные результаты по модифицированной нами скрининговой системе дают преподавателям объективную информацию о степени нарушения репродуктивного здоровья и способствуют поиску средств физической культуры, направленных на его сохранение и улучшение.

About the authors

I. N. Sheveleva

Omsk State Technical University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sport

Z. B. Safonova

Omsk State Technical University


Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Physical Education and Sport

References

  1. Архипова М. П. 2015. Репродуктивное поведение студенток вуза и пути его коррекции в современных условиях: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Москва.
  2. Запорожец Э. Е., Шубалова М. П., Цымлякова Л. М., Фролова О. Г., Огрызко Е. В., Суханова Л. П. 2013. Основные показатели деятельности службы охраны здоровья матери и ребенка в Российской Федерации. Статистическая форма 32 за 2012 г. Москва: Российское общество акушеров-гинекологов; ФГБУ «НЦАГиП им. В.И. Кулакова» Минздрава России; ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.
  3. Захарова Л. В. 2017. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснорск.
  4. Захарова Т. Г., Гончарова Г. Н., Филиппов О. С. 2002. Прогноз репродуктивного здоровья девушек-подростков и пути его укрепления // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2, 34-37.
  5. Косованова Л. В., Мельникова М. М., Айзман Р. И. 2003. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие для пед. и мед. вузов. Новосибирск: Сиб. университетское изд-во.
  6. Сафонова Ж. Б., Мельникова О. А., Колтошова Т. В., Шевелёва И. Н., Петрова Г. А. 2007. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация): Учебное пособие. Омск: ОмГТУ.
  7. Ульянова Н. А. 2003. Состояние репродуктивной функции девочек-подростков // Прокудин Б.Ф. (отв. ред.). Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы ХIII международной науч.-практ. конференции. Коломна: Изд-во ГУП. Т. 1, 45-46.
  8. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. 1998. Клиническая эпидемиология: Основы доказательной медицины. Москва: Медиа Сфера.
  9. Филонов О. В. 2013. Методика повышения уровня знаний учащихся 8-10 классов о репродуктивном здоровье // Ярославский педагогический вестник 3. Т. II. Психолого-педагогические науки, 106-110.
  10. Шустова Ю. А., Юсупова Р. А., Акишина Б. А. 2016. Здоровьесберегающие технологии в вузе // Покровская Т.Ю. (отв. ред.). Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: Материалы II Всероссийской научно-методической конф. с междунар. участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ (г. Казань, 24-27 ноября 2016 г.). Казань: Фолиант, 575-577.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies