FORMIROVANIE OTVETSTVENNOGO I PASSIONARNOGO OTNOShENIYa KURSANTOV VOENNOGO VUZA K BUDUShchEY PROFESSIONAL'NOY DEYaTEL'NOSTI

Abstract


В статье дана сущностная характеристика понятию «ответственное отношение курсанта военного вуза к будущей профессиональной деятельности», а также раскрыта сущность явления пассионарности курсантов и их пассионарного отношения к профессиональной деятельности. Рассматривается профессиональная направленность как результат профессионального самоопределения личности военнослужащего, итогом которого становится положительное или негативное отношение к профессии офицера. Раскрываются основные факторы и условия формирования ценностного, информационно-познавательного и поведенческого блоков ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности у курсантов военного вуза. Описание факторов и условий формирования ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитого идейного мира как компонента пассионарности у курсантов военных вузов сопровождается осмыслением концепции «гуманизации» современного военного образования. Дан краткий анализ актуальности процесса формирования ответственного и пассионарного отношения к будущей профессиональной деятельности у курсантов военных вузов, осуществлена попытка изучения возможностей гуманитарных дисциплин в организации особой воспитательной среды для его эффективности. Раскрываются особенности игровых технологий, выступающих стимулом для активной познавательной деятельности курсантов и индивидуализации процесса обучения; раскрыты возможности интеграции педагогических технологий, обеспечивающей усвоение учебного материала через активную познавательную деятельность курсантов и формирование у них ответственного и пассионарного отношения к профессиональной деятельности в будущем.

Full Text

Одна из первоочередных задач для российского образования и науки заключается в поиске и апробации новых педагогических систем, технологий и методик, обеспечивающих качественную подготовку специалистов, в дополнение к уже действующим. Современное общество с его ориентацией на потребление материальных благ породило человека интеллектуально развитого и технически образованного, который заботится о своем физическом и материальном состоянии и комфорте, забывая о духовном здоровье. Последствия этих негативных явлений проявляются в системе социальных, межличностных отношений, что является показателем духовной ограниченности современного молодого поколения, зачастую лишенного чувства ответственности и долга перед окружающим миром. В связи с этим в современных условиях актуализируется проблема поиска перспективных направлений организации образовательного процесса, способствующих укреплению духовно-нравственных ценностей будущих представителей офицерского корпуса. Таким образом, формирование ответственного отношения к профессиональной деятельности в годы учебы в военном вузе становится одной из значимых задач системы отечественного военного образования. В.Н. Горяйнов полагает, что ответственное отношение курсанта военного вуза к будущей профессиональной деятельности - это интегративное нравственное и профессионально значимое свойство личности, представляющее собой совокупность ценностного, информационно-познавательного и поведенческого компонентов, возникающее как результат ответственной зависимости, проявляющееся в готовности к добровольному морально обоснованному выбору социально целесообразной, компетентной, самостоятельной и инициативной деятельности военного профессионала, направленной на защиту Отечества и собственную морализацию (Горяйнов 2007: 54). Рассматривая проблему ответственного отношения курсантов к будущей профессиональной деятельности, необходимо проанализировать основные, на наш взгляд, факторы и условия формирования основных компонентов данного свойства личности. Одним из главных факторов выступает мотивация, рассматриваемая в психологии как динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость. Понимая значимость мотивов, необходимо уточнить их классификацию. Прежде всего, в отечественных психолого-педагогических исследованиях мотивы, связанные с выбором профессии, условно разделены на следующие группы: внешние (положительные и отрицательные) и внутренние, а также осознанные и неосознанные. Общественная и личная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит профессиональная деятельность, благодаря ее творческому характеру, возможность общения, руководства другими людьми, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива - это положительные внешние мотивы. К отрицательным внешним мотивам относятся воздействие на личность путем давления, наказания, критики и другие действия негативного характера. Наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности профессиональной деятельностью и ее результатом является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией. Осознанные мотивы выражаются в умении курсантов рассказать о том, для чего они учатся, какие причины побуждают их к действию; выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные - лишь ощущаются, существуют в не контролируемых сознанием влечениях, которые могут быть очень сильными. Поэтому формирование ответственного и пассионарного отношения к профессиональной деятельности будет успешным при условии преобладания у курсантов осознанного, внутреннего мотива ее выбора. Более широким является понятие «мотивационная сфера» личности. Мотивационную сферу понимают как стержень личности, к которому стремятся ценностные ориентации, социальные ожидания, установки, различные виды мотивов и другие социально-психологические характеристики. Мотивация как сложное явление, объединяющее мотивы, качества и свойства личности, установки, включает в качестве еще одного компонента направленность личности. Н.И. Конюхов, В.Н. Селезнев, В.В. Сысоев рассматривают профессиональную направленность составной частью общей направленности личности, которая как интегративное явление, с учетом доминирующих установок, включает: личную направленность (стремления действовать ради собственного престижа, собственного благополучия, и т. д.); общественную (стремления действовать в интересах коллектива и общества); деловую (доминируют стремления личности к различным видам деятельности, в том числе и профессиональной) (Конюхов и др. 2012). Рассматривать профессиональную направленность необходимо и как результат профессионального самоопределения личности военнослужащего, итогом которого может стать положительное или негативное отношение к профессии офицера. М.И. Дьяченко под направленностью личности военнослужащего понимал личную целеустремленность человека, определяющую линию его поведения в жизни, в деятельности, в отношениях с другими людьми. О направленности можно судить по тому, к чему стремится воин, какие позиции в жизни защищает, во имя чего совершенствует политические и военные знания, к чему равнодушен или безразличен, как любит Родину и ненавидит ее врагов (Дьяченко, Феденко 1967). Военно-профессиональная направленность, занимая важное место в структуре личности будущего офицера, характеризуется следующими параметрами: мотивы выбора профессии и удовлетворенность этим выбором; наличие устойчивого интереса к профессии; самооценка своего соответствия требованиям профессии; реалистичность представлений о профессии; отношение личности к своей профессии и своим возможностям. Высокая степень приверженности идеям и смыслам патриотического характера, а также глубинная вера в дело, которому офицер посвящает свою жизнь, характеризуются такой чертой личности, как пассионарность. Следуя определению Л.Н. Гумилёва, создателя концепции пассионарного этногенеза, мы определяем пассионарность как непреодолимое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленное на достижение какой-либо цели или идеи, которые могут казаться личности даже ценнее собственной жизни. Определенная степень жертвенности является неотъемлемой частью пассионарного поведения, однако речь не всегда идет о самопожертвовании, связанном с откровенно деструктивными для личности явлениями. Пассионарий жертвует в первую очередь своим комфортом, состоянием полного покоя и гармонии с окружающей средой, поскольку пассионарное поведение подразумевает не адаптированность к среде, а способность и желание влиять на нее, трансформировать относительно собственных идей и замыслов, т. е. демонстрировать сверхадаптацию. Таким образом, пассионарное отношение офицера к собственной военно-профессиональной деятельности не будет ограничиваться лишь соблюдением необходимого и достаточного количества уставных норм, но будет составлять для него глубоко интериоризированную совокупность смыслов и осознанных идей, принятых как на уровне разума, так и на уровне чувства и воли. Однако для того, чтобы идеи и смыслы были в полной мере интериоризированы будущим офицером, необходимо добиться высокой степени осознанности уже существующих доминирующих идей военно-профессиональной деятельности и способности курсанта формулировать собственные субъективно значимые идеи в данной сфере (Вьюнова, Стребкова 2015). Таким образом, можно говорить о необходимости формирования развитого идейного мира будущего офицера как компонента пассионарности его личности, выражаемой в пассионарном отношении к профессии. Понятие развитого идейного мира ключевым образом связано с понятием идейности как таковой. Согласно определению Н.И. Конюхова, идейность - это качество личности, заключающееся в приверженности ее определенной целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному идеалу; последовательная верность им в теории и практике (Конюхов 1994). О понимании идеального как выражения деятельной способности говорит и Д.И. Дубровский, утверждая, что «идеальное образует одну из необходимых методологических предпосылок, позволяющих поместить в фокус анализа именно становление, человечески-живое историческое движение. Причем это относится к становлению нового знания, новых ценностей, новых процессов, событий и социальных отношений» (Дубровский 2002: 122). Главная цель любого педагога, начиная от воспитателя дошкольной образовательной организации до преподавателя университета, - развивать умственный потенциал и способствовать развитию познавательной активности воспитанников, зажечь искру познания, побудить личность к перманентной активности в творении добра, стремлении к прогрессу и служению людям и Отчизне. Какими путями и методами готовить такую личность? Анализ теории и практики преподавания в вузах показывает, что у многих молодых людей преобладает формальное, обезличенное отношение к предметам, что значительно затрудняет процесс освоения и применения ими знаний в практической деятельности. Согласно психологическим исследованиям, знание становится действенным в случае, если оно приобретает для человека статус ценности. Только являясь ценностью и средством профессиональной деятельности, знание превращается в «живое» знание, выступает подлинным «органом индивидуальности» специалиста и, в свою очередь, определяет его отношение к собственной военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональной действительности в целом. Поэтому мотивация, ценностно-смысловое, идейное отношение будущего офицера к получаемым знаниям будут являться важными факторами формирования компонентов ответственного и пассионарного отношения к профессиональной деятельности у курсантов военного вуза. Образование - это важнейший ресурс развития современного общества. Ставшая крылатой фраза О. Бисмарка о том, что франко-прусскую войну выиграл учитель, точно зафиксировала преобразовательную роль педагогики во всех сферах человеческой деятельности. Педагогическая наука универсальна по своей сути и практической направленности. Всех специалистов-носителей знаний в различных областях науки в вузе объединяет образовательная деятельность, а учебно-воспитательный процесс невозможно качественно осуществлять без знаний педагогики: ее законов, закономерностей, принципов, технологий, методов, средств и педагогических приемов. Необходимо заметить, что говорить сегодня о педагогике в «чистом» виде невозможно, она всецело опирается на достижения психологии. Применительно к выпускникам военной академии это означает, что в своей деятельности они будут встречаться с педагогикой как составной частью деятельности профессионального военного. Вышесказанное об универсальности педагогической науки является преамбулой к теме о «гуманизации» современного военного образования. Поэтому необходимым условием формирования мотивации как фактора формирования ответственного и пассионарного отношения к профессиональной деятельности будет являться гуманизация военного образования, которая представляет собой «разворот» всех составляющих процесса подготовки будущих офицеров непосредственно к личности. Гуманизация современного российского высшего военного образования, по мнению А.С. Попова и Л.И. Холиной, позволит сформировать целостную личность будущего офицера, которая сможет сконцентрировать в себе самые позитивные черты человека (Попов, Холина. 2016: 67-69). Соглашаясь с данной точкой зрения, мы считаем, что важную роль в реализации концепции «гуманизации» образовательного процесса высшей военной школы играет гуманитарная составляющая, неотъемлемой частью которой является учебная дисциплина «Психология и педагогика». Военный педагог, который осмысливает и осознает необходимость гуманизации современной армейской действительности, прежде всего, должен преобразовывать ее на гуманистической основе. Следовательно, офицер должен передавать своим подчиненным не только армейский, но и нравственный опыт, опыт взаимоотношений между людьми, основанных на гуманных ценностях, а также распространять основные гуманистические идеи военно-профессиональной сферы. Смещению акцентов в сторону гуманизации современного военного образования будет способствовать отказ от устаревших субъект-объектных отношений, ориентация на субъект-субъектные и организация новой системы подготовки будущих офицеров. Преподаватели зачастую испытывают затруднения в организации субъект-субъектного взаимодействия с обучающимися, в эффективных коммуникациях, что очень важно в реализации интерактивного подхода, требуемого современными Федеральными государственными образовательными стандартами. Повышению эффективности процесса формирования у курсантов ответственного и пассионарного отношения к будущей профессиональной деятельности будет способствовать реализация воспитательного потенциала дисциплины «Психология и педагогика». Полнота и глубина реализации воспитательных возможностей в процессе преподавания данной дисциплины обеспечиваются, по нашему мнению, преднамеренным выбором содержания, являющегося по своему характеру преимущественно мировоззренческим, логически стройным, последовательным, глубоким и аргументированным. Использование фактов из области, непосредственно связанной с настоящей или будущей профессиональной деятельностью офицера, практические примеры из жизни войск формируют у курсантов психологическую подготовку к профессиональной деятельности, побуждают их к самосовершенствованию, развивают положительное отношение к профессии, помогают сориентироваться в уже существующем идейном поле военно-профессиональной деятельности. Развитие у будущих офицеров ценностных ориентаций, собственных субъективно значимых идей и смыслов в процессе изучения психологии и педагогики также способствует формированию их профессиональных компетенций. Понимание значимости формирования высокого уровня усвоения психолого-педагогических знаний курсантами побуждает преподавателей кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» с большим интересом изучать передовые образовательные технологии, позволяющие более эффективно строить этот процесс. Важно помнить, что сегодня технологии обучения в военном вузе - не застывшая схема учебного процесса, не готовые шаблоны и стереотипы, а живой творческий процесс решения многочисленных и далеко не простых проблем подготовки будущих офицеров, опирающийся на классическую дидактику и являющийся ее творческим продолжением. Если вспомнить, что профессионально-педагогическая деятельность приравнена к актерскому труду, то современный преподаватель вуза должен быть компетентным, в том числе, в области нетрадиционных педагогических технологий, т. к. в ходе преподавания психологии и педагогики необходимо воздействовать и на чувства, волю, интересы, психические состояния курсантов, а не только на познавательные процессы. Основу процесса формирования психолого-педагогических знаний и прочного их усвоения составляет индивидуализация обучения. Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения (Трайнев 2005: 10). Индивидуальные особенности, которые нужно учитывать при индивидуализации обучения, - это индивидуальные различия, основанные на разных уровнях мотивации. Особенности памяти (скорость, прочность запоминания); особенности восприятия и усвоения учебного материала; «темп продвижения»: количество заданий, необходимых для возникновения обобщений, отношение к учебе, интересы, эмоциональные и деловые качества - это индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать сегодня при организации обучении будущих офицеров. Учет индивидуальных особенностей курсантов в процессе индивидуализации учебной работы показывает, что на основании того, какие особенности личности учитываются, можно выделить два вида индивидуального подхода: · учет комплекса различных особенностей курсантов; · учет какой-либо отдельной особенности. Одним из направлений индивидуализации обучения является использование на занятиях игровых технологий. Игры, безусловно, повышают эффективность вузовского обучения, и этим окупаются затраты времени, сил и средств на их проведение. Трудоемкость такого обучения значительно выше традиционного, однако «выгода» перекрывает все затраты. Игра как основная форма игровой технологии представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности. Цель игровой деятельности курсантов триедина: · получение знаний и навыков для будущей профессиональной деятельности; · оценка себя в исполняемой роли; · победа в соревновании. Деятельность преподавателя в игре сводится к ее планированию, организации и руководству. Игра способствует творческому поиску, что в итоге приводит к формированию необходимых современному офицеру креативных качеств личности, таких как: любознательность, гибкость мысли, эмоциональная открытость, оригинальность, множество идей, находчивость в ответах, внезапное озарение, быстрое решение проблем и др. Непринужденная игровая обстановка толкает на поиск ответа, ситуация успеха создает благоприятную атмосферу, а результат в игре команды зависит от всех участников; соревновательность в работе, возможность посовещаться - все эти игровые элементы повышают познавательную активность курсантов, формируют интерес к учебной дисциплине «Психология и педагогика» в целом. Одной из наших задач было определение влияния использования игровых технологий на формирование у курсантов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитие их идейного мира. Так, после проведения цикла семинарских и практических занятий с использованием игровых технологий с курсантами 4 курса был проведен опрос по выявлению эффективности данной работы. Большая часть опрошенных в ходе пилотажного исследования курсантов (126 человек) указали на возможность раскрытия творческого потенциала, развитие способности решать нестандартным путем возникающие психолого-педагогические задачи и проблемы, возможность обдумать и сформулировать субъективно важные для каждого идеи. Большинство респондентов отметили изменения в отношении к учебной дисциплине, появление к ней устойчивого интереса. Многие курсанты выразили уверенность в том, что в процессе проведения «Брейн-ринга», «Что? Где? Когда?» и других интеллектуальных викторин происходит гармонизация социальных и личностных отношений. Используя различные методы и формы игровых технологий, мы убеждены, что в качестве их преимущественных отличий можем выделить следующие: · снижение нагрузки как профилактика стресса; · участие каждого курсанта в педагогическом процессе; · повышение качества дисциплины на занятиях; · снижение уровня тревожности у курсантов с заниженной самооценкой; · повышение уровня ответственности каждого участника игры; · повышение познавательной активность курсантов; · улучшение понимания основных идей военно-профессиональной деятельности; · усиление эмоционального компонента, сопутствующего интериоризации личностных смыслов военно-учебной и военно-профессиональной деятельности; · формирование более доброжелательных межличностных взаимоотношений и в целом комфортной обстановки на занятии; · возможность каждого курсанта демонстрировать свой собственный потенциал; · развитие положительного отношения к выбранной профессии. Также курсантов привлекает и визуальная эстетическая сторона, поэтому создание красочных кроссвордов, использование фрагментов художественных фильмов, репродукций портретов великих педагогов и полководцев (с предоставлением информации с помощью презентации в программе PowerPoint) создает и особую эстетическую атмосферу на занятии. Оценивая результативность игровых технологий при реализации учебной дисциплины «Психология и педагогика», мы пришли к выводам, что курсанты активны на протяжении всего занятия, т. к. в любой момент времени большая часть аудитории задействована в учебном процессе, в отличие от традиционных занятий, когда один говорит, а все остальные слушают. При работе в группах у курсантов расширяется кругозор, совершенствуется умение логично излагать свои идеи, развивается речь, вырабатывается умение красиво и правильно говорить. При выполнении определенных заданий изучение материала происходит самостоятельно, в результате совершенствуются навыки самостоятельной работы с текстом, с книгой, с различными методическими материалами, умение конспектировать, составлять схемы, разрабатывать план и т. д. Кроме того курсанты имеют возможность выбора источников информации (конспект лекций, учебник, презентация, статьи из журналов и т. д.). Особую роль на таких занятиях играют руководители подгрупп (капитаны команд), которые играют роль экспертов при выборе правильных ответов, распределяют обязанности при выполнении заданий, что способствует формированию навыков управленческой деятельности. Анализ профессиональной подготовки будущих офицеров с использованием различных технологий обучения позволил нам предположить о существовании определенной зависимости между конкретными качествами и свойствами личности военнослужащего и образовательными технологиями. Так, реализуя в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров технологию проблемного обучения, мы способствуем развитию у курсантов аналитического мышления и идейной осознанности. Используя в процессе изучения психологии и педагогики кейс-технологию, мы влияем на формирование у курсантов независимых друг от друга личностных качеств будущих офицеров, таких как самостоятельность, организованность, толерантность и т. д., а также коммуникативных качеств (умений вести научный диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы). Реализация в военно-педагогическом процессе синтеза педагогических технологий может способствовать формированию такого конкретного свойства личности будущего офицера, как ответственное и пассионарное отношение к будущей профессиональной деятельности. Следовательно, в реальном образовательном процессе военного вуза возникает сложная многоаспектная зависимость между формированием у курсантов личностных свойств и использованием педагогических технологий. Искусство преподавателя учебной дисциплины «Психология и педагогика» в военном вузе как раз и состоит в том, чтобы так проанализировать, структурировать информационное поле предстоящей деятельности курсанта, чтобы в сжатой, но доступной форме передать ему ключевые идеи этой учебной дисциплины в ситуации, обеспечивающей усвоение учебного материала через активную познавательную деятельность. А это возможно при условии рационального использования образовательных технологий. Таким образом, использование потенциала учебной дисциплины «Психология и педагогика» в процессе реализации концепции «гуманизации» военного образования и рациональное использование педагогических технологий способствуют повышению познавательной активности курсантов, формированию профессионально важных качеств, ценностных ориентаций, идейного мира, необходимых для успешной военно-профессиональной деятельности, о специфике которой главный редактор журнала «Наследник», выпускник МИФИ, протоиерей М. Первозванский пишет так: «… есть - врачи, учителя, военные и священники, представители которых испытывают чувство и состояние полной внутренней удовлетворенности, потому что их профессиональная деятельность связана со служением. Само понятие “служение” означает, что человек подчиняет свою жизнь чему-то более высокому и значимому, чем материальная обеспеченность и житейский комфорт. Служение - это когда человек должен жертвовать и своим спокойствием, и своим благополучием, а порою и жизнью, исполняя свой служебный долг» (Первозванский 2011: 47). Такое описание полностью согласуется с определением пассионарной личности и отражает суть пассионарного отношения военнослужащего к своей основной деятельности. Служение Родине в любом качестве невозможно без ответственного и пассионарного отношения к будущей профессиональной деятельности, без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих патриотических чувств, которые должны переживаться совокупно с любовью к ближнему, и без субъективного осмысления гуманистических идей современной военной службы. Все эти качества способны гармонизировать психологически сложную обстановку жизни и деятельности воинского коллектива и эффективно развиваются на занятиях по психологии и педагогике.

About the authors

A. A Len


I. N Strebkova


References

  1. Вьюнова Н.И., Стребкова И.Н. 2015. Пассионарность преподавателя вуза: диагностика, проектирование и развитие. Воронеж: Воронежский ЦНТИ.
  2. Горяйнов В.Н. 2007. Воспитание у курсантов военного вуза ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис. … канд. соц. наук. Челябинск.
  3. Дубровский Д.И. 2002. Проблема идеального. Субъективная реальность. М:. Канон+, 122.
  4. Дьяченко М.И., Феденко Н.Ф. 1967. Основы психологии: Учебное пособие. М.: ВПА.
  5. Конюхов Н.И., Селезнев В.Н., Сысоев В.В. 2012. Профессиональная направленность личности: теоретические подходы к изучению // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки» 2,136-143.
  6. Конюхов Н.И. 1994. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М.: Макцентр, 182.
  7. Первозванский М. 2011. Нелюбимая работа: крест или вызов? // Православный журнал «Фома» 5 (97), 45-48.
  8. Попов А.С., Холина Л.И. 2016. Особенности гуманизации современного российского высшего военного образования // Международный научно-исследовательский журнал 8, 67-69.
  9. Трайнев В.А. 2005. Учебные и деловые игры в педагогике, экономике, управлении, социологии, психологии: методология и практика проведения: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС».

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies