FORMATION OF ETHNO-PEDAGOGICAL COMPETENCE IN GENERAL EDUCATION TEACHERS DURING ADVANCED TRAINING: NORTHERN SIBERIA EXPERIENCE

Cover Page

Abstract


The article addresses the problem of formation of ethno-pedagogical competence in the conditions of advanced teacher training. The study aimed to analyze the ethno-pedagogical competence of a teacher as a pedagogical concept, to highlight its components, and to theoretically substantiate pedagogical conditions that contribute to the formation of ethno-pedagogical competence of a teacher during advanced teacher training. The study targeted teachers of general education institution in Northern Siberia, Russia, and relied on such methods as theoretical analysis, empirical methods (survey, questionnaire), and mental simulation of pedagogical conditions. The survey revealed the teachers have aneed for expanding their ethno-pedagogical knowledge and the insufficient manifestation of the components of ethno-pedagogical competence. This induced the search for learning conditions that could form the ethno-pedagogical competence in secondary education teachers in the conditions of advanced teacher training. The learning conditions include, first, the selection of training modules with informative content on disciplines that provide a motivationally valuable, cognitive, activity-related orientation and make up the core of ethno-pedagogical competence; second, the involvement of teachers in solving problems and discussing cases that reflect the regional-ethnic trends; and, third, the involvement of teachers into design and research activities. When implemented, these learning conditions will contribute to the training of a teachercompetentin ethno-pedagogical issues.

Full Text

Необходимость формирования этнопедагогической компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства обозначена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», где указано, что система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры», а также «культуры межэтнических отношений». Проблема формирования этнопедагогической компетенции исходит из необходимости учета этнических особенностей организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений Севера в силу того, что педагог, находясь в поликультурном социуме, выполняет функции, связанные с применением таких приемов, методов, технологий, которые необходимы для адресной поддержки, для выбора профессионально эффективного поведения в поликультурном образовательном пространстве, которые позволяют решать задачи обучения и воспитания учащихся в классах не одного национального колорита. Этнопедагогическая компетенция как дефиниция отражена в исследованиях, которые указывают, что в ее составе обязательна компетенция, выраженная в обладании глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре и осознании их различия (Крижко 2005: 113-115); данная компетенция рассматривается как совокупность свойств личности, имеющих поликультурную направленность, знание инструментария обучения и воспитания различных категорий учащихся; совокупность представлений, знаний о родной и неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре (Афанасьева 2007: 77-89); как комплекс компонентов (мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного), которые опосредованы ценностно-смысловыми установками в осуществлении этнопедагогической деятельности педагогов (Кайсарова 2008: 116); как сложное системно-личностное образование, включающее наряду с духовно-нравственными ценностями этнокультурные знания, индивидуально-этническое самосознание (Болбас 2009: 9-12); как совокупность знаний и умений, которые позволяют учителю организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом этнических особенностей обучающихся (Ибрагимова, Ганиева 2016: 128-134). Исследователи обращают внимание на содержание этнопедагогической компетенции с позиции того, что специалист должен быть способным и готовым к иноязычному общению на межкультурном уровне, осуществляя профессиональную деятельность в полиэтнической образовательной среде (Ишанов и др. 2017: 36) в аспекте национальных традиций, и усматривают в данном виде компетенции знание родного языка как явления национальной культуры (Горбунова, Рязанова 2017: 4). Вышеперечисленные определения объединяет выделение совокупности этнокультурных составляющих, знаний, позволяющих осуществлять выбор эффективных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в школе с национальным разнообразием учащихся. Нам близка позиция исследователей, определяющих этнопедагогическую компетенцию учителя как совокупность культурных педагогических ценностей, опыта организации познавательной деятельности с учетом этнопедагогических принципов, умений оперировать этнопедагогической информацией, что позволяет результативно решать проблемы, характерные для педагогической деятельности (Комелина, Крылов 2014). Необходимо охарактеризовать структурную логику этнопедагогической компетенции учителя как сложного многофакторного явления, в котором исследователи выделяют компоненты, отражающие ее как системное образование: профессиональный, этнопсихологический, собственно этнопедагогический (этнокультурная, этнодидактическая, этновоспитательная составляющие) (Харитонова 2013: 46-53) ценностный компонент, в котором выделены ценности этнопедагогических знаний для современного педагога, ценности-отношения (Легостаев, Царькова, Родиков 2014). В качестве структурных выделены мотивационно-потребностный компонент (установки учителя, мотивационная готовность к осуществлению этнопедагогической деятельности), когнитивный компонент (этнопедагогические знания, этнопедагогическое мышление), деятельностный компонент (умения, опыт преобразовательной этнопедагогической деятельности) (Кайсарова 2008: 116). Структурно в этнопедагогической компетенции исследователи выделяют собственно этнокомпонент, в котором просматривается сочетание таких элементов, как этническое содержание, особые механизмы включения этого содержания в педагогический процесс, этнопедагогическая направленность данного процесса (Шеметова 2018: 6). Выделенные исследователями компоненты этнопедагогической компетенции (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный) рассматриваются нами как нормативно необходимые для успешной деятельности учителя в процессе организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях Севера. Процесс формирования этнопедагогической компетенции учителя, осуществляющего организацию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях Севера, протекает успешно при педагогических условиях, направленных на развитие этнопедагогических знаний и умений, которые позволяют спроектировать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы добиться максимального целенаправленного и последовательного включения в него педагогического наследия коренных малочисленных народов Севера. Необходимым в контексте педагогических условий является выделение учебных модулей с содержательным наполнением их дисциплинами, обеспечивающими мотивационно-ценностную, когнитивную, деятельностную направленность, составляющими целостность этнопедагогической компетенции. В процессе повышения квалификации учителей родного языка школ с этнокультурной составляющей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусмотрено изучение трех учебных модулей: «Этнопедагогика», «Этнопедагогические основы воспитания учащихся в школе с экнокультурной составляющей», «Этнопедагогика народов Севера». Указанные модули содержательно отражают основы и методологические проблемы этнопедагогики и «национальной» школы, этнопедагогизацию учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогическое обеспечение, этнопедагогическую культуру, этнопедагогические особенности профессионально-педагогической деятельности учителя, регионально-этнические особенности организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях Севера. Этнопедагогизация образовательного процесса, обуславливающая деятельность педагога, является педагогическим условием включенности учителей в решение задач и ситуаций, содержание которых отражает регионально-этническую направленность. Составляющая данного условия включает разработку комплекса учебных задач и ситуаций, осмысление и интерпретацию текстов научных трудов (Волков 1974), отрывки художественных произведений, излагающих особенности национальной культуры учащихся региона, посредством которых формируется национальное видение мира и культуры этнических сообществ Севера. Этнопедагогические задачи и ситуации требовали разрешения с этносоциальной, этнодидактической, этнопсихологической, этновоспитательной позиций. Существует множество методов и технологий для решения этих задач, к примеру, метод конкретных ситуаций (кейсов) стал одним из эффективных технологий, в том числе в образовании. Использование кейс-метода сосредоточено на ситуациях прикладного характера, которые «задают проблему», состоящую в невозможности решить ее известным способом или востребованностью имеющихся знаний. Смысл в том, что учителя обосновывают собственный способ ее решения, объясняя выбор стратегии своих действий, тем самым включаются в проектно-исследовательскую деятельность, направленную на сбор, изучение, анализ материалов, раскрывающих особенности регионально-этнопедагогических основ организации учебно-воспитательного процесса, особенностей культуры, истории, традиций, быта, образа жизни народов Севера. Исследовательские проекты учителей носят как теоретический, так и эмпирический характер. Примерами учительских проектов являются такие, как «Этнокультурное воспитание детей», «Аксеологический потенциал народной педагогики», «Применение элементов этнопедагогики в воспитании учащихся», «Этнопедагогический подход в организации урока», «Фольклор народов ханты и манси как средство саморазвития учащихся», «Этнопедагогические и этнокультурные функции общеобразовательных учреждений Севера» и др. В процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности формируется устойчивая способность личности учителя к творчеству, готовность к профессиональной деятельности, отвечающей потребностям общества, особенностям организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях Севера. Также необходимо уделить внимание и практической значимости, которая может заключаться в возможности решения проблем на основе той или иной практической задачи, проведения дальнейших научных исследований (Ибрагимова, Ганиева 2016: 130). В качестве практико-ориентированного характера формирования этнопедагогической компетенции учителя выступают практические занятия, на которых интегрированы теоретическое осмысление и практическое видение проблемы этнопедагогической характеристики обучения и воспитания учащихся. Так, коммуникативные задачи направлены на раскрытие межнационального общения, рефлексивные задачи - на развитие способности оценивать свои действия в этнопедагогической деятельности, этнодидактические задачи связаны со спецификой взаимодействия с учащимися в процессе обучения и предъявления дидактико-технологических требований к уроку в заданном регионально-этническом формате; задачи по воспитанию личности в этнопедагогическом процессе - на передачу социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии. Примером этноориентированных проектов, которые были предложены учителям, явились такие, как «Национальный костюм коренных малочисленных народов Севера». Цель проекта - ознакомление детей с одеждой народов ханты и манси; приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к традициям народного искусства. Перед учителями стояла задача показать в содержании проекта возможности этнокультурного воспитания детей в условиях образовательно-воспитательной деятельности «национальной» школы, формирования эмоционально-положительного отношения детей к этнокультуре, развития этночувствительности, воспитания любви к традициям Севера. Результатом работы учителей над проектом стало создание модели этнокультурного воспитания детей на материале национального костюма. Выделенные педагогические условия представляют собой взаимосвязанный комплекс и позволяют создать позитивную среду для достижения достаточно высокого уровня сформированности этнопедагогической компетенции учителей, обладающих готовностью и способностью использовать средства национальной культуры коренных малочисленных народов Севера для организации учебно-воспитательного процесса.

About the authors

G. V Diveeva

Institute for the Development of Education


Candidate of Pedagogical Sciences, Director

References

  1. Афанасьева А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 30. С. 77-89.
  2. Болбас В.С. Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей // Юбилейная научно-практическая конференция. Гомель, 2009. Ч. 1. С. 9-12.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
  4. Горбунова О.Ф., Рязанова А.С. Исследование традиций воспитания детей дошкольного возраста в современной хакасской семье // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25 марта 2017 г.). Чебоксары, 2017. С. 108-111.
  5. Ибрагимова Л.А., Ганиева Э.А. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 128-134.
  6. Ишанов П.З., Аубакирова К.Ф., Кадирбаева Д.А., Жангожина Г.М. Нормативные основы формирования этнопедагогической компетенции будущего педагога // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 35-38.
  7. Кайсарова А.В. Этнопедагогическая компетентность учителя // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2005. № 2. С. 53-58.
  8. Кайсарова А.В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе: Дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 183 с.
  9. Комелина В.А., Крылов Д.А., Лаврентьев С.Ю., Жидик А.Р. Сущность и содержание этнопедагогической компетентности будущего педагога в контексте поликультурного образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 130.
  10. Крижко В.В. Антологія аксіологічної парадигми освіти: навч. пос. Kiev, 2005.
  11. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа, 2011. С. 49-52.
  12. Легостаев И.И., Царькова А.В., Родиков А.С. [и др.]. Реализация ценностного подхода в образовании. Нижневартовск, 2014.
  13. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
  14. Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы. Чебоксары, 2004.
  15. Харитонова Ф.П. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 3(79). С. 184-188.
  16. Шеметова Л.В. Потенциал этнопедагогики в подготовке педагогических кадров // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016. С. 44-46.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies